Оглавление | Каталог библиотеки

не прочитано
Прочитано: 0%

Идол, статуя или робот?

"Курортная газета", 15.07.2003, Сочи, n7, стр.5

Автор: Михаил Бурлешин


         Посещали ли Землю таинственные пришельцы из других звездных миров? По мнению уфологов - исследователей этой увлекательной проблемы, следы таких посещений буквально разбросаны по всей планете. Существуют они и в России. Но одному из них за столетия удалось "ускользнуть" сначала от искателей сокровищ, потом - от историков, а вот теперь - и от уфологов. Речь идет о знаменитой Золотой бабе.
         В самой сердцевине гор Северного Урала есть таинственное место - хребет Мань-Пупу-Нер. Горой Малых Богов называют его кочующие здесь оленеводы народности манси. И это название не случайно. На ровной поверхности хребта возвышаются семь причудливых каменных останцов. Один напоминает окаменевшую женщину, другой - льва, третий - умудренного старца с поднятой рукой.
         Туристы из разных городов России спешат повидать знаменитых печорских болванов и торопливо проходят мимо одиноко стоящей высокой конической вершины горы Койп. Конической горой выглядит Койп со стороны каменных болванов. Но если посмотреть на нее с небольшого безымянного хребта, расположенного к западу от нее, то отчетливо увидишь лежащую на спине женщину с резкими чертами лица. Как гласит легенда, это окаменевшая шаманша, наказанная за попытку оскорбить одного из древнейших идолов, когда-то почитаемого всеми народами Севера, - Золотую бабу. Когда золотой идол перебирался через Уральские горы, шаманша, считавшая себя хозяйкой Каменного пояса, захотела задержать Золотую бабу. Страшным голосом закричал идол, умерло от страха все живое на много верст кругом, а самонадеянная шаманша упала навзничь и обратилась в камень. О криках, которые издает Золотая баба, свидетельствуют не только легенды манси, но и воспоминания иностранцев, побывавших в Московии. Вот, например, что писал итальянец Александр Гваньини в 1578 году: "Рассказывают даже, что в горах по соседству с этим истуканом слышали звук и громкий рев наподобие трубного".
         Что же это за золотой идол, появление которого сопровождается страшным криком и ревом? Откуда он появился и куда исчез?
         В России древнейшим письменным упоминанием о ней является Новгородская летопись 1538 года. В летописи говорится о миссионерской деятельности Стефана Пермского. Стефан ходил по Пермской земле, разрушал древние святилища и ставил на их месте христианские храмы. В летописи сказано: "Сей науки Пермскую землю вере Христове, а прежде кланялись зверем и деревом, воде, огню и Златой бабе".
         Но легенды о Золотой бабе, скрывающейся где-то на Севере, появились очень давно. Они связаны с легендарной обширной страной, раскинувшейся в IX-XII веках в лесах, покрывающих долины Северной Двины, Вычегды и верховья Камы. На Руси его звали Пермью Великой, в скандинавских сагах - могущественным государством Биармией или Биармалэндией. Населявшие его народы поклонялись огромному золотому идолу - Золотой бабе. Ее святилище, находившееся, по скандинавским сагам, где-то неподалеку от устья реки Северная Двина, днем и ночью охраняли шесть шаманов. Много сокровищ было накоплено служителями идола, носившего в сагах имя Юмала.
         Но шло время. Окрепшие соседи Перми Великой протянули к этой богатой, но мало заселенной области свои цепкие руки. Во время своих походов на Югру новгородцы охотно грабили языческие святилища. Пытались подобраться они и к скрывающемуся в дремучих лесах золотому идолу, но безуспешно. Интересовались золотой статуей и удалые казаки Ермака. О золотом идоле они услышали от перебежавшего в их стан при осаде очередного татарского городища чуваша. С его слов и узнал Ермак о том, что в осажденном им городище остяки молятся идолу - "богу золотому, что в чаше сидит. А поставлен он на стол, и кругом горит жир и курится сера, аки в ковше". Услышав о золоте, казаки кинулись с новыми силами на приступ. После кровопролитной сечи взяли штурмом стены, но драгоценного идола не нашли. Накануне штурма его тайным подземным ходом смогли вывезти из осажденного городища.
         Откуда же появилось у манси такое странное божество? Оно так не характерно для обычаев этого народа, что, кажется, упало к ним прямо с неба.
         Большинство ученых считают, что Золотая баба - это мансийская богиня Сорни-Эква, имя которой переводится на русский язык как "золотая женщина". По поводу же вопроса: "Откуда появилась золотая статуя на Пермской земле? " - мнения исследователей разошлись.
         Исследователь истории Биармии Леонид Теплов предполагает, что золотую статую могли унести из горящего разграбленного Рима в 410 году нашей эры во время нападения на Италию угров и готов. Часть кочевников вернулась на родину, к Ледовитому океану, и античная статуя, принесенная из далекого южного города, стала идолом северного народа.
         Другие ученые ведут путь таинственной богини из Китая, считая, что это статуя Бодсисаттвы Авалокитешвары, которая в китайском буддизме сливается с образом богини Гуаньи. Есть защитники христианского происхождения Золотой бабы. Они предполагают, что это статуя Мадонны и она была выкрадена во время набега на один из христианских храмов. Не прошли мимо удивительной Золотой бабы, совершенно не похожей на остальных идолов, грубо вырубленных шаманами из дерева, и уфологи. Металлическая Золотая баба как будто упала с неба. А может быть, действительно упала?
         Такую версию происхождения золотого идола дал несколько лет назад уфолог Станислав Ермаков. Он считает, что Золотая баба - это робот-инопланетянин, по какой-то причине, может быть, из-за частичной неисправности, брошенный его хозяевами. В течение некоторого времени Золотая баба могла передвигаться, и именно с этим ее свойством связаны легенды манси о "живом" золотом идоле. Потом, похоже, робот начал постепенно выходить из строя. Сначала он еще мог издавать звуки, а затем окончательно превратился в золотую статую.
         Мне довелось пять лет работать на Северном Урале. В местах, которыми, по мнению исследователей, "прошел" золотой идол, скрывающийся от преследований христиан. От оленеводов манси я услышал несколько историй, не известных С. Ермакову, но подтверждающих его гипотезу.
         На Северном Урале стоит покрытая густым лесом куполообразная гора Манья-Тумп. До самого последнего времени оленеводы, перегоняющие летом свои стада по Уральскому хребту, и близко не подходили к горе. Вот что рассказал о ней проводник-манси Петр: "Давно, давно гора ходи нельзя было. Кто ходи, тот хворай долго и умирай. Старый люди говори - там пупы стоял, Сорни-Эква, Золотой баба. Страшно было близко гора ходи. Баба шибко кричал. Люди говори, страшный голос".
         Между горами Манья-Тумп и Койп, о которой я уже упоминал, есть еще одно место, также, может быть, связанное со страшными криками. Место это - гора Отортен, самая высокая точка Северного Урала. Зимой 1959 года здесь погибла опытная, прекрасно подготовленная группа лыжников Уральского политехнического института. Спасатели, отправившиеся на поиски туристов, обнаружили палатку с изрезанной задней стенкой и тела 9 участников похода, лежащих в глубоком снегу. На лицах всех погибших застыло выражение смертельного ужаса. По мнению комиссии, проводившей расследование этой трагедии, одной из причин, приведших к такой страшной смерти, могло быть воздействие инфразвука большой интенсивности.
         Станислав Ермаков сделал предположение, что Золотая баба - робот, брошенный инопланетянами, мог не только говорить, но и двигаться. Что же и когда сделало робота неподвижным? На этот вопрос может ответить один любопытный эпизод, содержащийся в описании похода викинга Торира Хунда в Биармию: "Храм высшего божества биармов, как достоверно знали викинги, находился в дремучем лесу, недалеко от устья реки Вин (Двины). Туда-то и задумали они пробраться и, если посчастливится, овладеть собранными там сокровищами.
         ... Торир Хунд всадил топор свой в воротище, с его помощью перелез через ворота. Это же сделал Карли, и они впустили товарищей внутрь обнесенного забором пространства. Подойдя к кургану, они набрали сколько можно денег. Сложили их в свое платье.
         Добрались они и до самого изображения Юмалы, которое возвышалось среди священной ограды. На шее биармийского бога висела драгоценная золотая цепь. Карли прельстился цепью и так сильно рубанул топором по шее истукана, что голова с ужасающим треском скатилась с плеч долой".
         Отрубить голову литой статуи викинг, пожалуй, не смог. Другое дело, если перед ним стоял робот, состоящий из металлического каркаса, покрытого тонким слоем драгоценного металла. Подоспевшие сторожа святилища прогнали викингов. Они чудом смогли пробиться к кораблям, побросав собранные около Золотой бабы сокровища.
         Где же располагается истукан или поломанный робот? В качестве последнего пристанища Золотой бабы традиционно называют три отдаленных, труднодоступных уголка России: низовье реки Оби, верховья Иртыша в районе Калбинского хребта и непроходимые ущелья гор Путорана на полуострове Таймыр.

Оглавление | Каталог библиотеки

 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100