Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

не прочитано
Прочитано: 0%

Загадочные пробоины

"Ежедневные новости", 14.02.2003, Владивосток, n27

Автор: Игорь Кравчук


         Из всех возможных причин получения подлодкой повреждений наиболее реальной представляется самая невероятная


         Незадолго до Нового, 2003-го, года в родную базу возвратился из автономки атомоход. Длительное плавание само по себе событие, потому что после трагедии с "Курском" ни одна российская субмарина не выходила в море далеко и надолго. И вот главкома ВМФ адмирала Владимира Куроедова подчиненные адмиралы убедили, что пора. И что для этих целей на Камчатке есть самая боеготовая на флоте субмарина. Лодка, действительно, одна из лучших в ВМФ. И она ушла в поход. А вернулась с повреждениями.
         В базе в легком корпусе по правому борту в носовой части были обнаружены две пробоины, в районе выгородки гидроакустической станции (ГАС), и несколько трещин. Как пояснил автору на пальцах один отставной подводник: "Если водитель автомашины ударяется в препятствие лбом, то виноват он. Если же ему помяли дверь, то он не виноват. В данном случае кто-то или что-то ударило лодку в правый борт. Вины командира никакой нет".

Это не буй и не бревно


         Естественно, сразу пошли разговоры о причинах появления пробоин, в том числе обсуждалась возможность столкновения с чужеземной субмариной. Общеизвестно, что в годы "холодной войны" наши и вражеские подлодки устраивали игры в кошки-мышки, осуществляли опасное маневрирование вблизи друг друга и порой сталкивались. Но в нашем случае этот вариант однозначно исключался. Откуда же взялись пробоины?
         Было сделано предположение, что корабль столкнулся с плавающим объектом. В океане плавает много всякой дряни - от простых бревен и разного назначения буев до перевернувшихся судов, не ушедших на дно и дрейфующих по воле волн в полузатопленном состоянии. Даже капитан танкера "Престиж", потерпевшего аварию 11 сентября 2002 года у берегов Испании, заявил, что судно столкнулось с полузатопленным контейнером. 2 января 1997 года в Японском море затонул российский танкер "Находка" с нефтепродуктами на борту. Причины до сих пор не выявлены, но одна из главных версий - столкновение с полузатопленным объектом. Однако опытные подводники решительно отвергли и эту версию, сказав, что лодки при выполнении задач дальнего плавания в интересах скрытности на поверхности практически не появляются, так что о каких-то бревнах говорить просто смешно.

30-тонный булыжник


         Как пояснил автору этих строк отставной подводник со стажем, председатель Камчатской ассоциации военнослужащих запаса капитан 1 ранга Александр Ерохомович, в пробоине на субмарине нет ничего особо удивительного. Столкнуться подводная лодка может с чем угодно: с пирсом, другим кораблем, каменным дном, плавающим объектом. Александр Ефимович вспомнил один любопытный случай, происшедший на Камчатке в 1980-х годах. Тогда подводный ракетоносец пришел с моря и был поставлен на ремонт, так как в походе лодка зацепила дно. В доке экипаж обнаружил внушительную пробоину в выгородке гидроакустической станции, откуда торчал... огромный валун. Судоремонтники извлекли "камешек". Он весил примерно 30 тонн! Вот вам и касание грунта. И ничего - подводный крейсер ходил нормально, на боевых качествах это никак не отразилось, и даже ГАС работала без сбоев и обнаруживала цели. Правда, командир получил хороший нагоняй.
         Все подводники-тихоокеанцы знают, что такое Банка Каспер-Юста. В 1970-1980-х годах на Камчатке служил командиром атомохода офицер Дмитрий Каспер-Юст. В начале 1980-х его подводный ракетоносец в Тихом океане налетел на коралловые рифы. Удар был такой силы, что отдыхавшие члены экипажа вылетели из коек. Домой ракетоносец пришел с сильно поврежденным легким корпусом. Факт этот лишний раз подтвердил уникальную живучесть подлодок в отличие от надводных кораблей благодаря своему двойному корпусу. Дмитрий Каспер-Юст получил за это все, что в таких случаях полагается, и в 1983 году его назначили начальником учебного центра в бухте Малый Улисс во Владивостоке, где он обучал экипажи подводников из Индии.

Неужели презерватив?


         Но в последнем случае произошло ни то ни другое, а вообще нечто невероятное, мистическое. Автор пытался получить информацию официальным путем, но везде натыкался на скрытое или явное противодействие: "Это государственная тайна", - отвечали мне.
         - А когда рванет, как на "Курске", это уже не будет тайной? - спрашивал я. В ответ бросали трубку. Это странно, потому что логичнее было бы ясно и понятно сказать, что ничего страшного не произошло, все целы, живы и здоровы, реактор в порядке, угрозы радиоактивного заражения нет. Это контрразведка всех запугала, объяснили знающие люди.
         Поэтому мы можем только строить предположения относительно того, что могло послужить причиной пробоины у лодки, шедшей в подводном положении с достаточным запасом глубины под килем. Она могла на что-то наткнуться, но на что? Неужто на гигантского кальмара или кита?
         Офицер Александр Ерохомович вспоминает, что в застойные годы вероятный противник применял одну каверзную вещь. С борта судна сбрасывали за борт большие мешки из крепкого полиэтилена, заполненные водой. Несколько штук таких "презервативов" судно буксировало за собой, предполагая (или зная), что на хвосте может висеть советская субмарина. И если лодка врезалась в такой мешок, то получала повреждения.

Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100