«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 42%

Перед вылетом им дали "не ту" погоду


         "Разведка погоды перед полетами была организована с нарушениями, - пишет капитан контрразведки Маркин, - по наставлению она должна быть проведена за 30-50 минут до начала полетов и объявлена всему летному составу. В данном случае разведчик погоды сел (на аэродром. - А. П.) за одну минуту до взлета экипажа Гагарина и Серегина".
         Маленькие шероховатости, недоработки, недоговорки накапливались, как снежный ком.
         "По условиям упражнения N2, к выполнению которого готовился Гагарин Ю. А. при контрольном полете с Серегиным В. С., оно должно выполняться в простых метеоусловиях или за облаками без подвесных баков, - свидетельствует другой чекист. - Фактически метеоусловия были сложными, а самолет - с подвесными баками, что является грубым нарушением".
         И, наконец, документ, от которого по спине бежит холодок. "Мною опрошен офицер летной службы подполковник Ш., - докладывает капитан Медведев. - Он своевременно не произвел радиолокационную разведку погоды, которую должен был сделать за 30 минут до вылета самолета-разведчика. Данные о разведке погоды Ш. внес в журнал после катастрофы на основании сообщения (кто говорил, точно не помнит) о докладе летчика, вылетавшего на разведку метеообстановки... Указанные факты являются грубым нарушением требований "Инструкции по производству полетов на аэродроме "Чкаловская" и могли привести к нежелательным последствиям".
         Вот на этих "нежелательных последствиях" и остановимся подробнее.

Они не знали, что мало высоты?


         Что происходило с самолетом, выполнявшим задание в небе над Киржачом? Самая расхожая версия: МиГ-15 угодил в критическую ситуацию (врезался в зонд, птицу, уклонился от близко пролетевшего самолета) и сорвался в штопор. Летчики вышли из штопора и почти вывели машину из пикирования. Об этом свидетельствует все: положение закрылков, рабочие позы Гагарина и Серегина, даже отсутствие в их крови большого количества адреналина - они не успели испугаться и были уверены, что спасут машину и себя. Но не хватило высоты.
         Об этом еще в девяностые годы сказали одни из самых добросовестных исследователей, профессор Белоцерковский и космонавт Леонов: "Гагарину и Серегину не хватило 200-300 метров".
         А теперь посмотрим донесение контрразведчика Медведева: пилотов могли дезориентировать неправильные данные о высоте облачности. Когда истребитель кувыркался в штопоре между двумя слоями облаков, Гагарин и Серегин были уверены: под нижним слоем достаточный запас. Оказалось, запаса нет. Потому что доклад метеообстановки был взят с потолка. Дурацкая причина? Но и так могло быть.

Был ли "другой самолет"?


         После катастрофы появилась версия: гагаринский "МиГ" пересек так называемый спутный след другого самолета. Либо резко отвернул, дабы избежать столкновения с ним, и поэтому вошел в штопор. Грешили на машину, которую в соседней зоне пилотировал командир эскадрильи майор А.
         Версию "чужого самолета" активно поддерживал друг Гагарина, космонавт N2 Герман Титов. Читаю рукописное донесение о разговоре, в котором Титов сетует: "Некоторые большие авиационные начальники допускают полеты без заявок". По его предположениям, среди этих "незаявленных" самолетов мог оказаться и тот, что неудачно пересек дорогу гагаринской "спарке". "Из документов видно, что эту версию не доказали, - комментирует Николай Рыбкин. - Но после этого на майора А. начали косо смотреть сослуживцы. Не выдержав, А. уехал из Звездного городка".

Так что же все-таки привело к катастрофе?


         - Я по долгу службы был близко знаком со многими летчиками-испытателями, - рассказывает Рыбкин. - Они все спрашивали: Николай, неужели ты веришь, что среди нас есть шпионы? Я всегда отвечал: нет. Что среди вас нет шпионов и диверсантов, убежден на двести процентов. Но то, что разгильдяев в авиации полно, это точно! А один разгильдяй способен сделать столько, сколько не сделает группа подготовленных диверсантов. Шутил, конечно. Но иногда шутка становилась так похожа на правду!
         27 марта 1968 года звезды Гагарина и Серегина сошлись в конечном пункте судьбы - как сошлись в этот день множество больших и малых случайностей.
         Вот только Гагарина не уберегли.

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100