Оглавление | Каталог библиотеки

не прочитано
Прочитано: 0%

"Сова" с пропеллером

"Воздушный транспорт", 26.02.2003, Москва, n8, стр.4

Автор: Валерий Манушкин


         Впервые мне довелось увидеть ее прошлым летом, в Домодедово, где проходила выставка "Гражданская авиация 2002". Мне уже доводилось видеть беспилотники подобного назначения, однако иной конструкции, а также принципа действия. А этот малогабаритный беспилотный вертолет имел два соосно вращающихся внутри винта. А на самом корпусе большими синими буквами красовалось символичное название летающей машины - "Сова". Мой взор перенесся на экран рядом стоящей видеодвойки. И вот тут-то я первый раз увидел в действии этот дистанционно управляемый вертолет.
         Испытания проходили в большом закрытом помещении. Зажужжав, аппарат медленно, чуть раскачиваясь, как-то неуклюже, стал подниматься к потолку и по воле оператора на полпути замер. Как я потом узнал, управлять "Совой" смог бы даже ребенок - столь проста и неприхотлива она в эксплуатации. Немного повисев "птичка" тронулась с мертвой точки и закружила над испытателями, послушная ловким манипуляциям оператора. Конечно, чувствовалось, что система управления еще не отработана, сыра. Аппарат вел себя в воздухе неустойчиво.
         Повисев под потолком, "Сова" приземлилась и затихла. Естественно, хотелось побольше узнать о новинке, пообщаться с конструкторами. Вскоре я смог побывать на фирме и разузнать все тактико-технические характеристики этого аппарата у генерального директора фирмы-разработчика "Спецкомплектприбор" Александра Нажалкина.
         Александр Нажалкин пояснил, что "Сова" находится в стадии разработки. Для нее испытывается новая дистанционная система управления. Она будет автоматически стабилизировать аппарат в горизонтальной плоскости по курсу и высоте, поможет устойчиво выполнять взлет и посадку, вести "Сову" в заданную точу по маршруту на удалении до 30 км за счет приемника спутниковой навигации систем GPS и ГЛОНАСС. Это существенно упростит управление аппаратом. Руководитель пояснил, что "новая система управления за счет высокой степени автоматизации позволит свести ручное управление к самым примитивным командам: взлету, посадке, развороту, движению во всех направлениях и не потребует от оператора специальной подготовки".
         Действительно, мало было создать "летающую тарелку". Куда сложнее придумать и разработать такую электронную начинку, позволившую бы с филигранной точностью двигаться аппарату по заданному курсу. Судите сами: цена аппарата без системы управления составляет всего 15 процентов этой суммы.
         Но, создав такую систему и испытав ее, разработчики столкнулись с проблемой стабилизации аппарата в полете. Помните, я рассказывал, как мотало бедную "птичку" в стороны? Дело в том, что для устойчивости машина должна находиться горизонтально относительно плоскости земли. В противном случае унесет ее, как слепую, в сторону и она куда-нибудь врежется.
         Как сказал Александр Нажалкин, такой системы управления в России нет. Из-за ряда причин. Во-первых, отсутствуют разработки по малогабаритным датчикам положения аппарата относительно вектора гравитации (мини-датчики "курс-вертикаль"). А во-вторых, необходимо разработать еще такие алгоритмы управления, которые позволят стабилизировать аппарат и придать ему устойчивость при управлении (в режиме висения и полета). За это так же отвечает и малогабаритный стабилизатор, включающий в себя датчик положения и контур регулирования для стабилизации аппарата в определенном положении. "На разработку системы управления и стабилизации мы затратили около двух лет, а в недавнем времени начались испытания системы управления для БПЛА "Сова", - сказал Александр Нажалкин. - На сегодняшний день мы уже определились, в каком направлении вести исследования и испытания".
         "Сейчас мы занимаемся этой проблемой, - говорил он - на базе Московского станкостроительного института создан испытательный стенд для построения математической модели летательного аппарата, а также для доработки малогабаритной системы стабилизации БПЛА "Сова".
         Заглядывая в будущее, А. Нажалкин пообещал, что в скором времени "птичка" снова взлетит и порадует своих создателей более примерным поведением в воздухе. Быть может, это произойдет месяца через полтора-два, хотя лучше не загадывать.
         Словом, конструкторская мысль в деле создания БПЛА не дремлет. "Сова" же стала очередной многообщающей разработкой в этой области. Так, Смоленский авиационный завод серийно выпускает дистанционно пилотируемый летательный аппарат (ДПЛА) "Пчела-1 Т" разработки ОКБ имени А. Яковлева для комплекса воздушной разведки "Строй-П". Боевые действия в Чечне подтвердили их высокую эффективность. В этом же ОКБ разработаны проекты БПЛА "Эксперт" и "Альбатрос". В "ОКБ Сухого" разработан проект беспилотного летательного аппарата С-60. Большой опыт проектирования БПЛА накоплен в ОКБ имени А. Туполева, А. Микояна. На фирме "Камов" ведутся опытно-конструкторские работы по созданию беспилотных вертолетов. НПЦ "Технокомплекс" (гендиректор Г. Джанджгава), разрабатывает современное бортовое радиоэлектронное оборудование (БРЭО) для таких летательных аппаратов, ведет НИОКР по использованию автоматики пилотирования и наведения на цель готовых сверхштатных самолетов в беспилотном режиме. Думается, что "Сова" привлечет внимание не только МЧС, специалисты которого уже заинтересовались этой новинкой, но и других министерств и ведомств.


         Наша справка


         Малогабаритный беспилотный вертолет "Сова" весит всего 18 кг и способен подниматься на высоту от 10 до 300 метров, двигаясь при этом со скоростью до 60 км/ч. Аппарат выполнен по соосной схеме "винт в кольце", что не вызывает серьезных повреждений при различного рода столкновениях. Вместительный корпус позволяет размещать большое количество разнообразной аппаратуры и целевой нагрузки. Аппарат предназначен для разведки местности, пограничного и пожарного надзора, охранных мероприятий, экологического и нефтегазового мониторинга, а так же для поисково-спасательных работ и доставки сверхлегких грузов. По оценке экспертов аппарат, оснащенный телекамерой и другой спецаппаратурой, с успехом может применяться в армии и других силовых структурах для разведки объектов противника в режиме "on line", и автоматического наведения артиллерийских и ракетных систем.

Оглавление | Каталог библиотеки

 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100