Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

не прочитано
Прочитано: 0%

Фотографируем галлюцинации?

"Наука и религия", 15.01.2003, Москва, n1, стр.24-25

Автор: Виталий Правдивцев, к.т.н.

Похмельный "опыт" Пьера Буше


         Один из первых, кто зафиксировал на фотопластинке загадочное излучение из глаз, был парижский художник Пьер Буше. Он подрабатывал входившими тогда, в конце XIX века, в моду фотосъемками. И как-то вечером фотограф упился, что называется, "до чертиков", причем в самом прямом смысле: как он сам рассказывал, всю ночь его преследовали галлюцинации - за ним гонялись два мерзких черта с вилами в руках. Поутру он поплелся в свою лабораторию: нужно было срочно проявить отснятые накануне фотопластинки. На рабочем столе царил хаос: экспонированные кассеты валялись вперемежку с чистыми. Долго и упорно художник рассматривал их, пытаясь сообразить, какие из них требуется проявить. В конце концов он бросил это безнадежное занятие и проявил все подряд. Начал проверять качество и остолбенел: с пластинок на него глядели те самые мерзопакостные рожи ночных гостей. Но это уже была не галлюцинация: с негативов получились вполне сносные фотографии. Приятель художника, естествоиспытатель, чрезвычайно заинтересовался этим загадочным явлением и после экспертизы негативов даже направил во Французскую академию наук научную статью о возможности фотографирования алкогольных галлюцинаций. Как и следовало ожидать, маститые ученые опубликовать эту "крамолу" не решились. Но феноменом заинтересовался известный астроном, один из первых популяризаторов науки и исследователей аномальных явлений Камилл Фламмарион (1842-1925). Он опубликовал несколько статей о "психических фотографиях", о "лучах, исходящих из глаз".
         Вскоре появились новые результаты, подтверждавшие реальность подобных фотографий. О "лучах из глаз" при зрительных галлюцинациях и даже их проекции вовне в конце XIX века сообщил известный русский врач-психиатр В.X. Кандинский (1849-1889): "Картины, спроецированные на экране... невидимы в ярком освещении, но стоит затемнить комнату, как они выступают весьма резко и ярко".
         Множество "психофотографий" сделал в 1915 году известный японский сенситив Тенсин Такеути. На его снимках хорошо просматриваются не только индуцированные из глаз на пленку отдельные иероглифы, но даже целые абзацы книги.
         Другой японский экстрасенс Когити Мита в те же годы демонстрировал не менее впечатляющий эффект: он вызывал в воображении пейзажи и здания, которые ему заказывали "экспериментаторы", а затем, пристально глядя на фотопленку, запечатлевал их на ней.

Феномен Тэда Сериоса


         Мистический рубеж столетий, как всегда, сменился характерным для середины веков материалистическим этапом, и в исследованиях психофотографий на несколько десятилетий наступило затишье. Нарушил его в начале 60-х годов XX века американский торговый моряк Тэд Сериос, списанный на берег. Он случайно обнаружил, что своим взглядом может засвечивать фотопленку. Более того - проецировать на нее собственные мыслеобразы. На потеху публике он стал с помощью мысли фиксировать на пленке разнообразные картины. Камеру направляли ему на лицо, щелкали затвором и... вместо сосредоточенной физиономии "пьянчужки Тэда" на проявленной фотопленке обнаруживались какие-то (чаще всего общеизвестные) здания, сооружения, пейзажи...
         Заинтригованные ученые уговорили Тэда бросить должность коридорного в чикагском отеле "Хилтон" и стать оплачиваемым "подопытным кроликом". В течение четырех лет около восьмисот экспериментов с Тэдом провели американские исследователи Дж. Пратт и Айен Стевенсон в лаборатории известного американского психиатра Джула Айзенбада в Денвере (штат Колорадо). Во избежание жульничества ученые опечатывали "Полароид" и сами заказывали Тэду "картинки": здания, пейзажи... И в девяноста процентах случаев он исполнял заказ с ошеломляющей точностью. Ни о каком мошенничестве не могло быть и речи.
         Впрочем, не обходилось и без курьезов. Иногда полуграмотный Тэд на воображаемых им объектах проецировал надписи с грамматическими ошибками. На реальных зданиях этих ошибок не было. Иногда на пленке возникали картины из прошлого. Так, однажды исследователи долго искали на натуре фасад и странную вывеску "Wid Gold Store" какого-то магазина, проявившегося на целой серии снимков мыслеформ Тэда. Сам Тэд ничем помочь не мог - он этого магазина никогда не видел. И все-таки здание нашли - в сорока милях от Денвера в городе Сентрал-Сити. Но оказалось, что вывеска на "снимках" Тэда уже устарела - старую надпись "Old Gold Store" поменяли на другую - "Old Wells Fargo Store". Возможно, в результате этого на "мыслеграфии" Тэда появилось нечто среднее - причудливое "Wid". Объяснить природу феномена Тэда Сериоса тогда не смогли...

Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100