«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 75%

Александр Проханов


         Проханов Александр Андреевич - главный редактор газеты "Завтра". Родился 26 февраля 1938 г. в Тбилиси. Автор романа "Последний солдат империи". Получил Бунинскую премию за подшивку передовиц "Завтра". Увлекается рисованием в стиле примитивизма, коллекционирует бабочек.
         - После гибели Советского Союза его история подверглась остракизму. Но, согласитесь, Александр Андреевич, именно большевики первыми в нашей стране занялись вымарыванием истории?
         - Да, действительно, старые большевики так и говорили: "Настоящая история началась в 1917 году. Всё, что было до этого, лишь прелюдия к ней". Но, как ни парадоксально, именно Сталин, хоть и не до конца, но во многом, вернул в историческое сознание народа мысль, что история страны началась не в 1917 году. Именно Сталин вернул в русскую историю такие имена, как Невский, Суворов, Кутузов. Сталин был религиозным, а может быть, даже глубоко религиозным человеком, поэтому соотносил русскую историю с крещением. А раз соотносил с крещением, то соответственно признавал дохристианскую Русь.
         Именно при Сталине начались бурные археологические раскопки русского неолита. Сталин считал, что русский язык должен стать главным языком планеты, и при нём были лингвисты, которые считали, что санскрит - язык во многом русский, а все остальные вышедшие из санскрита языки - испорченные русские. Короче говоря, Сталин понимал значение истории. Он понимал, что история - это не артефакты, не черепки, кости, надгробия или даже радиоактивные угли, позволяющие установить их возраст, а непрерывное сражение мифов.
         - Вот-вот! И мифологизация отечественной истории тоже на совести советской власти. Что ж тут хорошего?
         - Надо иметь в виду, что, конечно, исторический творец - это народ, он создаёт историю в войнах, переселениях, саморазрушениях, но есть метафизики истории, которые формулируют и создают исторические мифы. А вместе с ними над историей всегда работают крупные правители. Они все мифотворцы. Одни мифы побеждают другие. Втаптывают их в грязь. Потом странной мистикой эти затоптанные мифы воскресают. И воскрешение мифов каждый раз сопровождается революциями. Социальными или духовными. В результате господствующие мифы отступают. И сами падают в грязь.
         Поэтому, кстати, к истории России надо относиться бережно. С мифами надо быть осторожным. Силы, которые заинтересованы в развитии русской государственности, понимают, что разрывы исторического световода, постоянное высечение из истории тех или иных фрагментов, оказывание предпочтения тем или иным историческим периодам - губительны для исторической энергии как таковой. Сегодня, например, она не долетает до исторического цветка, который взращивается нашей страной. И цветок чахнет. Поэтому главная задача - слить все эти исторические потоки, свинтить места, где этот исторический световод разрушен.
         - Не трудно догадаться, что речь идёт о 1917 годе. Получается, что преемственность времён сегодня важнее для левых?
         - Для всех, кто реально заинтересован в русском развитии. В этом смысле одна из самых важных задач - свинтить романовский период империи с советским. Найти формы такого соединения. А те, кто в этом не заинтересован, всё время рассекают этот один из самых сложных моментов нашей истории. И битва за историю сегодня происходит именно на этом отрезке: последний царь - первые вожди и Сталин. Здесь идёт драма, схватка. И, как ни странно, соединение романовской и советской истории проходит через странное соединение двух фигур: последнего царя-святомученика Николая II и Сталина.

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100