«««Назад| Оглавление | Каталог библиотеки | Далее »»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 72%

Юрий Поляков


         Поляков Юрий Михайлович - главный редактор "Литературной газеты". Родился 12 ноября 1954 г. в Москве. Работал в Бауманском райкоме комсомола. Советский, российский писатель. Автор "ЧП районного масштаба" и сценария "Ворошиловского стрелка". Лауреат премии правительства РФ в области печатных СМИ.
         - После развала Советского Союза в 1990-е годы как-то затерялась некогда яркая "Литературная газета". Что произошло с рупором интеллигенции?
         - В 1990-е годы газета превратилась в заповедник непуганых либералов. И любой человек не ортодоксально либеральных взглядов из газеты изгонялся. К публикациям рассматривался только узкий спектр эмигрантско-диссидентской чернушной литературы. Из номера в номер печатались воспоминания Соломона Волкова о Бродском. Я к Бродскому отношусь нормально, хотя, когда его ставят рядом с Пушкиным, мне смешно. Что, наша поэзия на Бродском закончилась?
         - Вас специально поставили спасать "Литературную газету"?
         - Да. Как это произошло... Начиная с Бурлацкого газетой руководили либералы, я же критиковал ельцинизм ещё в своей повести "Апофегей" в 1989 году, предсказав все "художества" Ельцина. Естественно, в те годы я вообще не мог ничего возглавлять. Сидел дома, писал книжки, которые, слава богу, хорошо покупали, писал сценарии, в частности "Ворошиловского стрелка". А руководители "Литературки" дорулились до того, что не из чего стало выплачивать зарплату, тираж к 2001 году с 6,5 миллиона упал до 20 тысяч! К тому времени акционерами стали уже другие люди. Они рассудили: если либералы газету ухайдакали, давайте попробуем назначить главредом человека с консервативными взглядами.
         - Почему свои лучшие годы "Литературка" прожила в тоталитарные 1990-е годы?
         - Тогдашняя власть, которую сегодня почему-то принято изображать сборищем идиотов, на самом деле была далеко не глупа. Она понимала, что в стране, где исторически не сложилась политическая оппозиция, необходима оппозиция интеллектуально-духовная в виде творческой, научной интеллигенции. При этом объявить "Литературную газету" органом духовной оппозиции было, конечно, нельзя, но сделать это де-факто было можно. В этом, кстати, секрет такой любви к "Литературной газете" в то время.
         - "Литературка" во время перестройки ратовала за капитализм. Но не было ли тут саморазрушительного писательско-журналистского парадокса: являться представителями одного из самых обеспеченных слоёв населения в СССР - гонорары, дачи, квартиры - и на волне своих же чаяний скатиться фактически в бедность?
         - Ну, либералы ничего не потеряли. Они в 1990-е годы попали на содержание к очень серьёзным фондам. Зарплаты сотрудников толстых журналов, которые поддерживал Фонд Сороса (у меня даже была по этому поводу статья "Соросята"), не снились даже академикам! Этот факт просто не афишируется. Существовали системы грантов и лекционных турне. И когда моя семья в 1991-1993 годах жила на 100 долларов в месяц, эти люди получали, к примеру, за двухнедельное турне по США несколько тысяч долларов!
         - Вам не кажется, что наряду с обретением независимости прессой и литературой независимость от прессы и литературы получила и власть?
         - Конечно! Раньше по многим публикациям "Литературной газеты" исполнительной властью принимались конкретные решения и в отношении самой власти. Всё это было очень серьёзно. Сейчас власти наплевать на публикации - хоть оборись! Сколько кричали, что деятельность Чубайса на посту "эффективного менеджера" кончится технотронной катастрофой?! Никто не слушал! Когда рванула Саяно-Шушенская ГЭС, тогда об этом только и задумались.
         - Советскую власть ругали за цензуру, в 1990-е и сегодня её совсем нет?
         - Сегодня есть корпоративная цензура: если газета принадлежит какой-то корпорации, то попробуй о ней заикнись! Сегодня идёт поддержка депрессивной литературы: ей отдаются все премии; жюри всех этих "букеров", "национальных бестселлеров", "Большой книги" сформированы таким образом, что книги писателей традиционного русского мировоззрения не проходят через это сито. Не случайно, скажем, в жюри "Большой книги" сидят только москвичи, питерцы и эмиграция... И это делается специально! Чтобы молодое поколение знало, что надо именно такую литературу писать - тогда будут премии, переводы... А если ты будешь писать тексты, в которых у тебя будет болеть сердце за народ, за державу, то хрен ты чего получишь - и не пытайся! Если ты свой в тусовке, то какую бы хрень ни писал - всё будет хорошо, а если ты не свой, приходи хоть с первой частью "Тихого Дона", всё равно все скажут: это чепуха, уберите этого человека!

«««Назад| Оглавление | Каталог библиотеки | Далее »»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100