«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 85%

Супермозги для СОИ


         Создать оружие - это совсем не значит, что оно будет самостоятельно выбирать цели и стрелять по ним. Главная задача, стоящая перед разработчиками программы "звездных войн", создать такую систему управления, чтобы она могла эффективно задействовать все имеющиеся средства противоракетного оружия для уничтожения атакующих МБР противника и их боеголовок. Решению этих проблем и посвящена четвертая из военно-технических проблем, которая объединена рамками программы "Системный анализ и боевое управление" - SA/BM.
         Задачами боевого управления системой СОИ являются:


         - сбор, первичная обработка и корректировка (в связи с постоянно меняющейся обстановкой) данных о стартующих баллистических ракетах противника;
         - расчет траекторий ракет и отделившихся от них боеголовок;
         - наведение всех комплексов космического и наземного оружия, а также самолетов-перехватчиков (оснащенных противоракетами и высокоэнергетическими лазерными установками), выбор момента поражения цели в данном эшелоне обороны, корректировка данных в соответствии со степенью поражения и повторение операций для последующих эшелонов обороны.


         Эта военно-техническая проблема охватывает ряд программ, из которых наиболее важной и сложной является CC/SOIF - "Командный центр (ввод системы и интеграции функций)". Эта ключевая программа включает в себя весь спектр вопросов боевого управления оружием СОИ и состоит из пяти разделов: алгоритмов, процессоров, разработки программного обеспечения, концепций сети и средства связи.
         Рассмотрим подробнее эти разделы.
         Алгоритмы - это последовательность правил, применяемых при решении задач. В программе "звездных войн" разработка алгоритмов включает в себя анализы и исследования, которые обеспечивают выбор того или иного варианта построения системы ПРО с учетом "сценариев угрозы". Системный анализ (одна из частей главной военно-технической проблемы SА/ВМ) как раз и подразумевает создание архитектуры СОИ с всевозможными вариациями ее наземных и космических эшелонов. Эту задачу совместно решают ученые и генералы, которые "проигрывают" множество различных вариантов. Оперируя главным образом теми данными о советских МБР и БРПЛ, которые им предоставили агентурная и техническая разведки в лице Центрального разведывательного управления и Агентства национальной безопасности, они пытаются спланировать за нас сценарии их применения и (со своей стороны) предусмотреть действенные контрмеры нейтрализации ракетного удара с помощью оружия ПРО.
         "Один из компьютерных кудесников, ракетный энтузиаст и любитель военных ядерных игр", - так охарактеризовал Энди Вайсберга американский писатель Уильям Брод, посетивший в начале 1980-х гг. Ливерморскую национальную лабораторию. Энди (конечно, стипендиат фонда Герца) занимался ключевыми проблемами в группе "О". Он проигрывал "...сценарии за "команду красных", т.е. обдумывал с помощью компьютеров те шаги, которые могут предпринять Советы, чтобы обмануть противоракетную оборону".
         Вайсберг, веря, что система ПРО Америки будет лучше, чем у СССР, приветствовал сокращение стратегических вооружений, "...так как в этом случае меньшее число оружия означает, что хороший щит будет только у Америки". Тем не менее Энди сказал, что известные сомнения у людей, нажимающих красные кнопки, должны оставаться, так как "... один Бог знает, насколько эффективной будет эта оборонная система. Она никогда не может быть проверена - особенно под той нагрузкой, о которой мы говорим. В частности, система "хлопушек", которых нет на орбите, способна заставить нападающего усомниться в действенности обороны".
         Понятно, что все проекты принятия решений по данному вопросу скрыты за семью печатями и огласке не подлежат.
         Процессоры - главное звено всей системы СОИ. Хотят того американцы или нет, а определяют наличие угрозы (старта МБР противника) по совокупности заложенных в них признаков сами процессоры. Человек имеет только несколько секунд для решения - применять или не применять оружие ПРО. На проверку данных ЭВМ у него просто нет времени, так как быстротечность полета МБР может "сожрать" тот небольшой лимит времени, когда еще можно эффективно применять это оружие (вспомните, что основная идея всей стратегии СОИ основывается на уничтожении стартующих ракет).
         Система управления оружием (и это неоднократно подчеркивалось американской печатью) - грандиозная по своим масштабам система с искусственным интеллектом, содержащая экспертные знания, многочисленные варианты военно-политической ситуации и возможных путей ее развития. Она должна обладать высокой устойчивостью перед возможными контрмерами противника, обеспечивать автоматизированное управление многочисленными элементами системы ПРО, распределять между ними боевые задачи, проверять исполнение и мгновенно учитывать изменения в обстановке.
         Для решения этих еще никогда доселе не решаемых задач потребуется система компьютеров следующего, пятого поколения, устанавливаемых как в Командном центре ПРО, так и на боевых космических станциях. Их быстродействие должно составлять миллиарды операций в секунду (для сравнения - бортовая ЭВМ на МТКК "Колумбия", продаваемая и имеющаяся сейчас в ряде организаций нашей страны, имеет быстродействие 100 тыс. операций в секунду). Исключительная сложность составления программ для новых компьютеров не по силам человеку - их могут "сработать" только специальные программирующие ЭВМ.
         Итак, вырисовываются две проблемы, которые необходимо решить при создании системы боевого управления действиями СОИ. Первая - создание самих компьютеров с невиданным до сих пор объемом памяти и быстродействием, умеющих, кроме того, проверять правильность решения задач и исправность собственных узлов и элементов, и вторая - правильность создания гигантских по масштабам математических программ, не имеющих ошибок.

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100