«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 16%


         Если рассматривать космический "челнок" только как средство доставки полезного груза на орбиту, то он слишком дорог. (Сравните: РН "Сатурн-5" выводила на околоземную орбиту космический корабль "Аполлон", лунный модуль "Орел" и последнюю ступень для разгона к Луне. Их общая масса составляла 140 т). Однако жить сегодняшним днем нельзя. Нужно думать, как овладевать космосом не периодически, а работая в нем так же уверенно, как и на Земле. Для этого и создаются МТКК. К сожалению, 100%-ной надежности любой системы быть не может. Отказ же в космической системе чреват серьезными последствиями. Так случилось 28 января 1986 г. на очередном, 25-м пуске с одним из четырех эксплуатируемых американских МТКК "Челленджером". Катастрофа не только унесла семь человеческих жизней и привела к утрате космического корабля стоимостью свыше 1 млрд долларов, но и поставила под сомнение надежность всей американской ракетно-космической техники в целом. Положение усугубилось, когда вслед за катастрофой "Челленджера" с небольшими интервалами последовали аварии при старте одноразовых РН "Титан-34D" (18 апреля при запуске военного ИСЗ на полигоне Вандерберг) и "Дельта" (31 мая при запуске метеорологического ИСЗ ГЕОС с мыса Канаверал). "Аварии ошеломили буквально всех. Все тонет в каком-то хаосе", - писала 15 июня 1986 г. газета "Нью-Йорк Таймс".
         Дело, в конечном счете, не в авариях - они бывали и раньше. В их причинах разбирались, и старты ракет вновь возобновлялись. Беда в том, что запас одноразовых РН в США ограничен, а их производство было легкомысленно свернуто, так как считалось, что надобность в них отпадает с появлением МТКК. Единственные, кто забил тревогу в связи с этим опрометчивым решением еще до трагедии с "Челленджером", были военные. Они сумели-таки добиться ассигнований на изготовление 10 РН "Титан-34D", но ракеты планировалось изготовить только в 1988 г. В результате США на длительное время остались практически без средств для вывода грузов в космос, а потребители на запуски своих КА выстроились в очередь, как у нас в былые времена за колбасой. Дело дошло до того, что угроза огромных неустоек перед другими заказчиками вынудила некоторые американские фирмы (например, фирму "Тересат" - изготовляющую коммерческие спутники связи) обратиться в поисках РН к Китайской Народной Республике, которая, по мнению американских специалистов, отстала от США в области ракетно-космической техники на несколько десятилетий. Так же поступили и шведские бизнесмены.
         Интересно, что комиссия по расследованию причин катастрофы, назначенная НАСА, была распущена распоряжением президента Р. Рейгана. По его указанию была создана "независимая правительственная комиссия", председателем которой стал бывший госсекретарь США У. Роджерс, а членами первый из землян, ступивший на поверхность Луны, Н. Армстронг, первая женщина-астронавт США, дважды побывавшая в космосе, С. Райд, всемирно известный летчик-испытатель, впервые превысивший на самолете скорость звука, Ч. Игер, лауреат Нобелевской премии по физике профессор Р. Фрейнман и другие известные конструкторы, руководители промышленных фирм, юристы. Комиссия изучила свыше 6000 документов и заслушала показания 160 человек. Пять томов доклада комиссии точно и в срок были представлены президенту США. Причины аварии рассмотрены скрупулезно, начиная с 7-й секунды полета, когда на стыке секций правого твердотопливного ускорителя появился дым (виновата всего лишь "негерметичность стыка"), и до взрыва ракетно-космической системы на 73-й секунде полета. Дыма, как известно, без огня не бывает. И огонь появился в виде струи пламени, которая прожгла стенку бака с жидким водородом, начавшим истекать из поврежденного бака. В тот же момент вследствие реактивного действия струи пламени правый ускоритель сорвало с креплений, он повернулся, ударился о бак с жидким кислородом и пробил его. Стекающий жидкий водород смешался с кислородом в пропорции гремучей смеси... Взрыв разметал всю 2000-тонную космическую систему над океаном на высоте 14 км.
         Все это подробно отражено в докладе комиссии, затраты на деятельность которой составили около 4 млн долларов - лишь комиссия, расследовавшая убийство Джона Кеннеди, потребовала больших затрат. Но, нужно отдать должное, американцы - нация деловая, мобильная, предприимчивая и неунывающая. Их конструкторы в течение двух лет изготовили и "прожгли" на земле новые твердотопливные ускорители, устранили другие недостатки, продумали систему аварийного спасения астронавтов (на все это понадобилось более 2 млрд долларов), и очередной "челнок" 29 сентября 1988 г. благополучно стартовал в космос, а 3 октября вернулся на Землю. Мало того, американские ракетостроители не только приступили к созданию нового МТКК взамен утраченного (как сообщила печать, чтобы "не допустить срыва военных программ Пентагона"), но и продолжали строительство МТКК нового поколения "Шаттл-С".
         Итак, мы кратко рассмотрели разнообразные системы вывода полезных грузов в космос. Но полезными они остаются только до тех пор, пока ими не заинтересуются военные. К сожалению, как у нас в стране, так и в США ракеты-носители создавались в первую очередь в интересах министерства обороны. Предвидя, чем грозит гонка вооружений в космосе, наша страна выдвинула инициативу - запретить вывод в космос любого оружия, оставить космос мирным на все времена. Но эта инициатива не была поддержана, и только потому, что кое-кто за рубежом все еще надеется добиться превосходства в космических технологиях и оружия, чтобы диктовать оттуда, сверху, нам всем, живущим здесь - на Земле.

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100