«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 66%


         Совершенно прав автор книги "Кровавый омут Карабаха" и в том, что первый сигнал к волнениям в Карабахе поступил к нам "из-за бугра". Академик Абел Аганбегян в середине ноября 1987 года во время приёма, устроенного в его честь Армянским институтом Франции и Ассоциацией армянских ветеранов, выразил желание узнать о том, что Карабах стал армянским. "Как экономист, - сказал академик, - я считаю, что он больше связан с Арменией, чем с Азербайджаном". Кроме того, в Москве широко распространились слухи о том, что Аганбегян сослался на свою беседу с Горбачёвым, в которой всемогущий генсек ЦК КПСС якобы сказал, что Карабах будет передан Армении. Поразительно, несмотря на этот чрезвычайно устойчивый слух, ни тогда, ни позже, даже в разгар карабахской войны, Горбачёв ни прямо, ни косвенно его не опроверг. А ведь тот слух был вполне "материальным", он сильно подогрел события в Карабахе.
         Заявление Абела Аганбегяна мгновенно стало центральной темой для многих зарубежных армянских газет и журналов, для радиостанции "Айб" в Париже, а также армянских редакций радио "Свобода", "Голос Америки" и других. Оживились многочисленные политические организации зарубежной армянской диаспоры: партии "Революционные дашнаки", "Союз армянских революционеров", "Крестьянская свобода", "Восточные армяне Соединенных Штатов", "Киликия", "Жиранаир", "Защита Армении", "Юные армянские дашнаки".
         Краплёная карабахская карта вошла в игру. Первое откровенное покушение на Конституцию СССР и Азербайджанской ССР, покушение, которое тоже постарались "не заметить" в Москве, стало пощёчиной, ударом по самолюбию Баку. Ведь известно, что территориальные притязания больно ранят честь и достоинство народов. В результате прозвучавший в далёком Париже призыв к беззаконию стал по сути началом карабахского конфликта. Иначе и быть не могло, учитывая менталитет азербайджанцев, нашедший очень точное отражение в. древней притче о наглом госте.
         Суть этой притчи такова. Гостя приняли, накормили и напоили, дали ночлег. Но он, зная местный обычай, начал хвалить всё подряд, - ведь всё, что нравится гостю, принадлежит ему: таковы законы гостеприимства. В результате гостю дали много подарков, однако перед уходом попросили его снять сапоги и стряхнуть с них землю. "Земля у нас одна, - сказали хозяева, - и мы её никому не даём". К этому могу добавить, что азербайджанский национальный характер, по мнению учёных, сформировался под определяющим влиянием тюркского военно-феодального кодекса чести, хорошо узнаваемого в эпосе Кероглу: доблесть - выше пользы, бесчестье - хуже смерти; семья и дети - выше успеха и карьеры.
         Есть в книге Ю. Помпеева весьма примечательная глава под названием "Февраль 1988 года: "корректоры", лидеры "Карабаха". В ней речь идёт о конкретных лицах с той и другой стороны, виновных в развязывании "кровавого омута". Продолжая эту тему в других главах, он упоминает и некоторых других граждан СССР - среди них в качестве главного "корректора" назван один из бывших виднейших советских диссидентов:
         "Первым, кто поддержал идею "исторической принадлежности" Карабаха к Армении, оказался академик Сахаров, выразивший в "Московских новостях" уверенность в том, что "Верховный Совет СССР ещё вернётся к этой проблеме и решит её положительно".

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100