«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 33%


         Впрочем, об этом чуть позже.
         Генерал Борис Громов впоследствии один из самых известных участников афганских событий, написал о них книгу под названием "Ограниченный контингент". Его настроения достаточно точно отражают ситуацию тех дней. В ночь с 25 на 26 декабря 1979 года войскам поступил приказ на пересечение государственной границы. За несколько дней до ввода войск с офицерами были проведены специальные занятия. Для ознакомления с местностью командиры дивизий ночью на машинах и вертолетах пересекали границу, углублялись на территорию Афганистана и наблюдали за дорогами, по которым пойдут части. Сама операция была проведена стремительно: 108-я и 5-я мотострелковые дивизии шли от Термеза и Кушки, 103-я десантная - по воздуху.
         Афганцы очень тепло встречали наши первые колонны. Общение советских таджиков и узбеков с местным населением непроизвольно завязывалось повсюду. Наши солдаты объясняли, что пришли в Афганистан не для того, чтобы воевать, и им верили. Но когда впоследствии выяснилось, что войска пришли надолго, отношения резко ухудшились. Мы же находились в Афганистане не для того, чтобы побеждать кого-то. Перед Ограниченным контингентом советских войск стояла совершенно иная задача - остановить разгоравшуюся междоусобицу. К сожалению, до конца сделать это так и не удалось.
         Между тем афганские спецслужбы в лице ХАДа набирались сил и профессионального опыта. Они самоотверженно вступали в схватку с реакционной оппозицией, на стороне которой находились многочисленные представители иностранных разведок проамерикански настроенных партнеров. Афганская молодежь вела смертельную борьбу с теми, кого называли моджахедами (борцы за веру), но кто в действительности обирал свой народ. Обычной была разбойная практика, когда в поселок входила группа, объявлявшая себя представителями той или иной партии и требовавшая, чтобы все взрослое население вступало в эту партию и платило взносы за членскую карточку. Кто отказывался, того зверски убивали. Одна группа уходила, за ней появлялась новая. Немало было разоренных селений, где каждый житель имел по 5-7 таких "партийных" учетных карточек, в которых вместо имени и фамилии значился отпечаток пальца.
         Перебираю записи середины 80-х годов. К этому времени в Афганистане существовали 14 крупных (как правило, с иностранными советниками и инструкторами) так называемых партий. Они выступали под флагом "ислама", используя религию как связующий фактор, объявив советским войскам "джихад" - священную войну против "неверных", что способствовало усилению фанатизма. Наши солдаты воочию познали, что такое фанатизм, когда старик с саблей в руке шел на танк или убивал своих сородичей - женщин и детей, чтобы те не попали к "неверным".
         Кроме исламских, существовали Джодранская и другие группы, которые вели борьбу в пользу бывшего короля Афганистана Захиршаха. Множество партий эксплуатировали националистические идеи. Крайне правые из них взяли на вооружение пуштунский национализм. Другие - хозорейский, левоэкстремистский. Были и промаоистские группировки. Среди этой буйной поросли малочисленно и тихо выглядели "Поборники Саурской революции", "Прогрессивные демократы", "Союз молодежи".
         Затем "партии" стали бороться между собой. Жителей поселков стали убивать уже за то, что они хранили карточку соперничающих группировок. "Многопартийность" вела к разобщенности, вызывала междоусобицу. Разного рода лидеры, авторитеты, вожди, руководители, полевые командиры стремились прежде всего к власти. Все они жаждали одного - дани! Много дани: от золота и серебра до баранов и оливков. Междоусобица разрасталась - она перекинулась на племена и кланы.

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100