«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 38%

Теория "предела"


         В начале 1930-х годов группа работников наркомата путей сообщения и псевдоучёных изобретает т.н. теорию "предела", согласно которой поезда должны ходить с определенным ритмом: рельсы должны отдыхать и т.п., все это с расчетами, выкладками, сравнениями с Западом (где в это время происходил кризис). Инженер Исаев в письме в газету "Правда" разоблачает сторонников теории "предела". В марте 1935 г. наркомом путей сообщения вместо А.А. Андреева назначен Л.М. Каганович, который перед этим занимал пост Заведующего Транспортным отделом ЦК, отдел курировал созданную в 1933 г. систему политотделов на транспорте. Менее чем за месяц он разобрался со всей этой ситуацией и издал Приказ народного комиссара путей сообщения от 14 апреля 1935 г. 99/ц "Об антигосударственной линии и практике в работе НИИ эксплуатации и отдела восточной дороги Эксплуатационного управления". На следующий день - его же Приказ 100/ц "Об ускорении оборота вагонов" [2.127. С.1; 2.128. С.1].
         Начиная с 15 апреля на первой странице "Правды" стали публиковать количество отгруженных вагонов по стране и процент выполнения плана, информация из-за тогдашних скромных расчетно-статистических возможностей шла с задержкой на двое суток. И.В. Сталин по крайней мере дважды выступал по этому вопросу. В речи на съезде передовиков стахановского движения он призывал "бороться с теориями, распространяемыми иногда, к стыду нашему - нашими товарищами-коммунистами и засоряют головы нашим практикам" и на приеме участников совещания работников железнодорожного транспорта, состоявшемся 30 июля 1935 г. в Большом Кремлевском Дворце: "Нужен нажим на тех, кто мешает, тормозит. Не скажу, что все у вас идет плохо, есть и успехи, но без критики дело не идет. Самокритика - ключ к нашим успехам" (Цит. по: [2.129. С.64]).
         И два года спустя, после первых процессов против вредителей, об этом вспоминала "Правда": "... А положение дел на транспорте? Судебный процесс вскрыл, как вредители маскировали "предельными нормами" свою деятельность, направленную к срыву перевозок. Сколько людей на транспорте, хозяйственников, инженеров и техников, непричастных к вредительству, позволяли годами водить себя за нос "теоретикам" предела! Не приходится говорить о тех, кто с ученым видом знатоков защищал эти нормы, сознательно и несознательно проводя вредительские установки. С этим позорным положением покончено было только с приходом на транспорт тов. Л.М. Кагановича, который быстро раскусил нутро защитников предельческих норм и вместе с лучшими людьми транспорта - стахановцами - сломал вредительские нормы" [2.130. С.1].
         Любопытно то, что Л.М. Каганович трижды занимал пост наркома путей сообщения: в 20.3.1935 - 22.8.1937, 5.4.1938 - 25.3.1942, и в 26.2.1943 - 20.12.1944 гг. Как только НКПС превращался в узкое место, так его тут же перебрасывали на прорыв. В другом случае, тот же самый Л. Каганович выступал ретроградом: боролся за сохранение...паровозной тяги, в то время когда мир переходил на тепловозы [2.40. С. 173].

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100