«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 26%

Метод поточно-скоростного производства и строительства


         Он был применен еще перед самой войной: в 1939 г. при сооружении многоэтажных зданий (Москва, Калужское шоссе) [2.58. С. 5-6].
         А в годы войны им занимались очень плотно. Суть его в том, что он "...предполагает расчленение производственного процесса на отдельные операции и закрепление за рабочим одной определенной операции, расположение рабочих мест в порядке последовательности технологического процесса; непрерывное движение изделия от одной операции к другой; применение специальных приспособлений (...); строгую последовательность и ритмичность всего процесса производства" [2.59. С. 52].
         Во время войны он, естественно, обрел совершенно новое звучание. В Москве, например, его начали применять на Первом шарикоподшипниковом заводе, на заводах "Красный пролетарий", "Борец", "Фрезер". Некий завод выпускает боеприпасы. Применяют расстановку станков, которая осуществлена по принципу вдоль линии материального потока; происходит устранение технологических издержек изделий; правильная расстановка станков вела к резкому снижению транспортировки заготовок от одного рабочего места к следующему; на созданных линиях устанавливался контроль от одной цепи к другой, что вело к снижению брака; мастер более оперативно получал информацию и мог упреждать появление узких мест и избегать простоев [2.60. С. 2].
         Первая конференция по применению поточных методов производства была созвана 20-22 июля 1943 года при наркомате боеприпасов. Чуть позднее констатировалось, что на отдельных заводах выпуск снарядов увеличивался вдвое [2.61. С. 2]. Были выпущены книги: [2.62, 2.63].
         Поточно-скоростные методы начали применять в металлургической, угольной, энергетической, строительной и других отраслях промышленности. Но особое распространение они получили в наркоматавиапроме (нарком А.И. Шахурин). Тому, конечно, много объяснений: вторая мировая война была борьбой за выигрыш воздушного пространства, и потребовалось очень много самолетов. Директор завода, выпускающего агрегаты для самолетов, рассказывает, как они расшивали "узкие места" (потом этот термин надолго войдет в профессиональный язык директоров и технологов): "...в одну общую линию попадают станки разной мощности, различной пропускной способности. Тут еще более резко, чем в обычных условиях, обнаруживаются "узкие места". Не устранить их заблаговременно, не привести к общему высокому знаменателю - значит заранее сорвать единый ритм, нарушить поток. Иными словами, произойдет то, что возле одного станка будет лежать груда деталей, дело может застопориться, а дальше станки будут простаивать в ожидании работы. Вот почему, оборудуя поток у себя на заводе, мы самое серьезное внимание обратили на увеличение производительности "отстающих" станков" [2.64. С. 2].
         Другой случай: корпусной цех карбюраторного завода. До потока: длина пути одного изделия - свыше 2 км; после рассредоточения - 130 метров [2.65. С. 2].
         Поэтому не только благодаря "героизму в тылу", но и прежде всего с помощью ума удалось за годы Великой Отечественной войны произвести самолетов: Як-1 - 8721, ЛаГГ - 6528, МиГ-З - 5753, Ил-2 - 36163, Пе-2 - 11427, Ил-4 - 5256, Пе-8 - 79, Ла-5 - 10000, Ла-7 -5753, Як-7 - 6399, Як-9 - 16769, Як-3 - 4848, Ту-2 - 2527 штук; танков - 102 800 единиц; 21 000 самоходных артиллерийских установок различных марок; 482 200 орудий различных калибров; винтовок и карабинов - более 12 миллионов, пистолетов-пулеметов - 6 миллионов, пулеметов - 1,5 миллиона [2.66. С. 35, 64, 691, 706]. Снаряды считали миллионами, патроны - миллиардами, а общий вес залпа, приходящегося на одного солдата врага, насчитывал в конце 1943 г. полтонны. Противник хоть и отставал, но не намного, а на отдельных направлениях и превосходил: на каждого из защитников "Малой Земли", где воевал Л.И. Брежнев, пришлось по 1250 кг металла и взрывчатки.

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100