«««Назад| Оглавление | Каталог библиотеки | Далее »»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 17%

ШАГ ВТОРОЙ, ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ: ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ ШТУЧКИ ПРОТИВ НАУКИ


          "Без полной и правдивой информации у нас нет ни глаз, ни ушей, ни рук". В.И. Ленин в письме Е.С. Варге.


          "Это раньше информация обслуживала реальные дела. Сегодня она и есть реальное дело". Т. Стюарт.


ТОЧКА ОТСЧЕТА - 2: ДИАЛЕКТИКА ВНУТРИ ДИАЛЕКТИКИ


         Тема настоящей главы - это некоторые вопросы, касающиеся науки, теории, методологии и отдельных методов, образования и сознания. Причем мы обращаем внимание на диалектическую составляющую того, что происходит в сфере знания. Нас вновь интересует информационная война, но далеко не все ее аспекты, а весьма узкие: преимущественно в тех областях, которые имеют прикладное значение для управления государством. То есть, суммируя можно сказать, что нас занимает удар по интеллекту государства. В 1920-1930-е годы такого рода борьба получила название теоретический фронт; называют еще интеллектуальная диверсия [4. С. 257]; разряд методологических дезориентаций [2.01. С. 6]; или же "Утеря научной, технической, или социальной идеи, которая единственно способна решить назревшую проблему" [7. С. 11].
         В чем вообще особая сущность этого явления? Вся жизнь человечества, собственно говоря, имеет две огромные сферы: реальный мир и его отражение. Люди стараются так или иначе отобразить свою деятельность, научить других, провести исследования по каким-то научным вопросам, оставить после себя память, увековечить свое время, так, чтобы на основе их знания и опыта учились следующие поколения. Поэтому, тезаурус ("Тезаурус. 1. В общем смысле - совокупность знаний, накопленных человеком, коллективом. 2. В узком смысле - нормативный словарь-справочник, в котором перечислены все лексические единицы дескриптивного информационно-поискового языка с синонимическими им словами и словосочетаниями естественного языка, а также выражены важнейшие смысловые сочетания между дескрипторами. 3. Сборник терминов и их понятий в определенной области знаний" [2.02. С. 225]; "Будем понимать под тезаурусом некоторое множество ("словарь") понятий (терминов, описательных выражений), заключенных в данном документе (множестве документов) или хранящихся в памяти данной системы и (или) предполагаемых "понятным" и ей. В общем случае принимается, что между понятиями (терминами, дескриптами) установлены смысловые (в частности логические) связи. Это естественно, так как в реальных текстах такие связи всегда имеются.
         Фактически тезаурусы представляют собой смысловые словари, состоящие из слов (более общо - выражений) определенной, причем часто стандартизованной, лексики, определенного фрагмента естественного языка, которые сгруппированы в рубрики, включающие синонимы или слова (выражения), близкие по значению..." [2.03. С. 50]) имеет огромное значение. Потому что все наши действия так или иначе основаны на каких-то учебниках, документах, инструкциях и проч. и проч., элементарном здравом смысле, наконец, если выполняются совсем несложные, или не требующие скоординированности действий. Каждому известно из практики, что какие бы действия вы ни собирались произвести, сначала требуется "прокрутить" это в мыслях: задумать, соотнести с уже имеющимся опытом, выполнить еще какие-то интеллектуальные задачи, спланировать, и лишь потом приступать к воплощению на практике.
         Такова общая картина. Но только в отличие от всего общества в целом, в государстве она имеет свое, особенное. Там на первую позицию выступает не столько достаточно большая общественно-политическая идея, или же отдельная удачная мысль, а прежде всего та или иная бумага. Но несколько однотипных документов, изготовленных по одному методу, при их исполнении уже способны давать некий важный эффект. А в том случае, если они будут повторяться достаточно часто, то эффект возрастает многократно.

«««Назад| Оглавление | Каталог библиотеки | Далее »»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100