«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 44%


         Взять к примеру национальные славянские вышивки: очень часто на русских, украинских, белорусских рушниках можно увидеть странных стилизованных зверей. Интересно то, что все эти звери, как млекопитающие, так и ящеры давным-давно на Земле не живут. Некоторые из них, по данным науки, вымерли десятки миллионов лет тому назад. Однако, на полотенцах и занавесках славян их стилизованные изображения присутствуют. На рушниках очень часто можно увидеть мезозойского тилозавра или мозозавра. На занавесках обычны пермские иностранцевии иногда котлиссеи. Изредка встречаются стилизованные изображения моноклонов, единорогов трицератопсов или бронтозавров. Последних трудно отличить друг от друга, но это уже не имеет значения.
         Еще более интересны стилизованные изображения древних млекопитающихся. Кого там можно только не встретить! И каких-то слонов, не то южных, не то мастодонтов. Каких-то странных носорогов. Из хищных огромных кошек, медведей, неизвестных науке не то гиен, не то волков и т.д. Все эти изображения на русских вышивках ученые мужи относят к разгулявшейся народной фантазии. Но тогда почему они так похожи на давным-давно вымерших "допотопных" животных? Изображения млекопитающих еще можно как-то "заговорить". Но как объяснить вышитых на полотне ящеров? Причем разных видов?
         В 1973 году автор, будучи студентом третьего курса геолого-географического факультета ТГУ на одной из старинных улиц города Томска случайно встретил своего зав. кафедрой исторической геологии - Валентину Антоновну Иванию. Пожилая женщина стояла и внимательно рассматривала затейливую деревянную резьбу наличников старинного деревянного дома. Увидев своего студента, она подозвала его к себе и спросила: "Ты ведь из Кемеровской области? До поступления к нам поработал на шахте? Скажи, тебе что-нибудь напоминает вот это?" И она указала взглядом на наличники. Сначала автор никак не мог сообразить: причем здесь шахта и деревянная растительная резьба наличников? А когда сообразил, то остолбенел: с наличников дома на него в форме затейливой деревянной резьбы смотрели листья древних сингилярий и лепидодендронов. Точная копия окаменелых листьев, отпечатки которых он не раз видел в пластах шахтовой породы. Листья растений каменноугольного периода, вырезанные острым резцом мастера, вызывающе смотрели на него с наличников деревянного русского дома! Такого просто не могло быть, но оно было! Стояло перед глазами!
         Автор взглянул на соседний дом: похожий растительный орнамент, но на его наличниках просматриваются в купе с с листами сингилярий и побеги исчезнувшего ныне каламита. "Как это все объяснить?" - вертелось в голове студента. "Неужели древние окаменелости вдохновили русских народных мастеров на такие вот необыкновенно сложные растительные орнаменты. И на самом деле все старинные русские дома украшены не листьями берез, дубов или стилизованной хвоею сосен, а деревянной резьбой, изображающей побеги растений давным-давно минувших эпох. Просто невероятно! Самое главное - смысл? Почему именно такая традиция? И никакой другой?!" Весь этот вихрь вопросов закрутился в голове студента. - "Если бы вы не подсказали, я бы так и не догадался", - сказал он своей зав. кафедры. - "Смотришь на всю эту резьбу - что-то знакомое, но никак в голову не идет, наверное, просто потому, что действует инерция мышления". "И те программы, которые вбиваются в головы молодежи с детства", - тихо сказала Валентина Антоновна, - а потом спросила: "Хочешь посмотреть саговники Юры?". "Если возможно", - ответил автор. "Почему же нет", - улыбнулась зав. кафедрой, - "На этой улице можно найти все, что угодно!" "Даже побеги псилофитов?" - спросил ошарашенный юноша. "Вон там, также на наличниках найдешь и их", - показала кивком головы на стоящий невдалеке двухэтажный деревянный дом Валентина Антоновна.
         "А сейчас давай подойдем поближе вот к тем воротам", - и профессор исторической геологии подвела озадаченного студента к высокому деревянному забору. Подлинным украшением резного соснового забора были его ворота. Снизу до верху их украшали деревянные изображения саговников. Тех самых мезозойских саговников, окаменелые отпечатки которых можно встретить только в карьерах или шахтах. "Почему ты ни о чем меня не спрашиваешь?" - Обратилась профессор к автору. "Боюсь, что и вы не знаете ответ на эту загадку", - ответил студент преподавателю, - "А если о чем и догадываетесь, то все равно меня со своими соображениями на этот счет", - и он показал на резьбу, - "знакомить не станете". "Верно, не стану", - засмеялась зав. кафедрой, - "и не потому, что не хочу или чего-то боюсь. Просто думаю, что ты и сам ответишь на этот вопрос и очень скоро. Видишь резные фасады старинных деревянных домов? Попробуй их понять. Шифровка не сложная. Подскажу - солнечная". И Валентина Антоновна, попрощавшись, направилась к остановке.

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100