«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 95%


         На следующий день позвонил Юмашев: "Игорь Николаевич, я вернулся от Президента. Мы еще раз рассмотрели регламент, и Вам - 30 минут на доклад по Вашему вопросу, начальнику Генерального штаба - 30 минут, и у Президента остается полтора-два часа на дискуссию и на все остальное". - "Хорошо".
         В четверг Президент приезжает в Генеральный штаб. Я чувствую уже по внешнему виду, что он совершенно другой, чем был в понедельник. Поднялись мы ко мне в кабинет, кабинет министра обороны. Он спросил: "Где тут телефоны, какие?" Я его спросил: "Борис Николаевич, регламент остается без изменений?" Он так холодно ответил: "Да. Идите, я сейчас приду". И началось его выступление (вы все это видели, были приглашены средства массовой информации), его вступительное слово с обвинением Министерства обороны в том, что мы тут ничего не делаем, вырастили целую плеяду жирных генералов, которые обросли дачами, и так далее, и так далее. Потом выпроводил представителей СМИ и говорит: "Так как то время, что я планировал, у меня уже закончилось, 30 минут для доклада министра обороны у меня нет, я даю Вам 15 минут".
         У меня было выверено каждое слово, каждый знак препинания, потому что тема реформирования всей системы государства - это исключительно объемная и ответственная тема. Это не структурные изменения в Вооруженных Силах, которые сейчас происходят, это прежде всего мобилизационная проблема. Вся суть не в том, какую мы будем иметь армию. Мы, может быть, будем иметь одну парадную роту, и этого хватит. Но если наш потенциальный противник будет знать, что у нас высокая степень мобилизационной готовности страны, экономики, созданы резервы, запасы - людские, вооружения, техники, продовольствия, обмундирования, медицины, - этого уже достаточно. Но именно по проблеме мобилизационной готовности за эти годы перестройки и до сегодняшнего дня наносился основной удар, ее нет.
         Вопросы экономики, состояния военно-промышленного комплекса, непосредственно вопросы Вооруженных Сил - все это входило в мой доклад. А дальше начальник Генерального штаба должен был выступать с предложением, какие же мы хотим иметь виды, рода войск по количественному составу, говорить о проблеме сокращения и так далее. Я говорю: "Борис Николаевич, во-первых, так, как начался Совет обороны, он своей цели не достигнет. Мы с Вами в понедельник договаривались не об этом". - "Вы много говорите, вы уже проговорили 5 минут, Вам осталось 10". Ну, я и сказал: "Я отказываюсь выступать. За 10 минут ничего путного я сказать не могу, а выглядеть смешным тоже не хочу". - "Садитесь. У меня есть предложение снять, отправить в отставку. Кто против?" Все члены Совета опустили глаза.
         А накануне я кое-кому позвонил, зная, что может быть торпедирование, и попросил поддержки: может быть любое решение, но чтобы доклады прозвучали. Потому что доклад был не для Президента, а для Совета обороны - и мой, и начальника Генштаба. И вот кому-то было очень необходимо, чтобы Совет обороны или перенесли, или же на нем не прозвучали доклады. А если они и прозвучали бы, то в том виде, как предложил Президент, - 10 минут вместо 30, - когда докладчик уже вышел на трибуну. Вот так решаются у нас государственные вопросы. И притом сделать посмешище из Министерства обороны, из министра.
         Со мной закончили. Начальник Генерального штаба (Самсонов Виктор Николаевич) встает и говорит: "Борис Николаевич, мой доклад - логическое продолжение доклада Родионова, министра обороны. Без его доклада мой доклад ничего не представляет". - "Вы что, тоже отказываетесь?" - "Да". - "Снять. Кто за, кто против?" Все промолчали. "Единогласно". И там же был назначен новый министр, генерал Сергеев.
         Заканчивая выступление, я хотел бы подвести итог. За время своей длительной службы в Вооруженных Силах я пришел к выводу, что в нашей государственной системе - и в той, бывшей, и в новой - далеко не все лидеры нашей партии, нашего государства относились к обороне и к армии так, как они должны относиться, занимая государственный пост - или Генерального секретаря, или руководителя Правительства. А Ельцин - это человек, который многие вопросы строительства обороны страны не понимает и, насколько я пришел к выводу, понимать не хочет и как Верховный Главнокомандующий совершенно не занимается этими проблемами. Доказывать и подтверждать это просто излишне. Если здесь будут искренен мой предшественник Грачев и пришедший после меня Сергеев, то они должны будут это подтвердить. Но я пришел к выводу, что основная причина развала Вооруженных Сил, оборонного состояния страны заключается в нежелании, в том числе нежелании Президента, заниматься этими проблемами и в его самоустранении от их решения. Он хочет за все радеть и ни за что не отвечать - как и по многим другим вопросам, чем он должен заниматься как Президент...".

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100