«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 96%

СОТРУДНИЧЕСТВО В СНГ


         Изменение международного положения и возникновение новых государственных режимов в бывших странах соцсодружества, появление после распада СССР на его бывшей территории независимых государств вызвало потребность в новых формах сотрудничества специальных служб России со спецслужбами этих государств.
         Служба внешней разведки к 1994 году установила партнерские отношения практически со всеми разведками бывших стран соцсодружества, за исключением Албании. В основу сотрудничества с ними кладется совместная борьба с распространением оружия массового поражения, незаконным оборотом наркотиков, международной организованной преступностью и терроризмом.
         Одновременно внешняя разведка, считая своим долгом оказание помощи и содействия молодым спецслужбам стран СНГ, к концу 1994 года провела переговоры и подписала соответствующие соглашения с разведками этих государств, последнее из которых было подписано в декабре 1994 года в Ашхабаде с председателем Комитета национальной безопасности Туркмении С. Саидовым. Туркмения стала десятым государством СНГ, с которым Россия подписала дружественное соглашение в области разведывательной деятельности.
         В процессе установления взаимодействия с разведками стран СНГ уже в апреле 1992 года в Алма-Ате представители большинства этих стран подписали соглашение об основных принципах сотрудничества. Исходя из них, внешняя разведка в странах СНГ не ведет разведывательную деятельность. Так же, как и против третьих стран, на чужой территории (Красная звезда. 1995, 26 декабря). Однако, вопреки утверждениям западных СМИ, вне СНГ никто и никогда не обещал не вести разведки против других стран.
         В аспекте сотрудничества спецслужб стран СНГ невольно возникает вопрос о тенденциях интеграции этих государств. Ибо и специальные службы должны думать о своем "интеграционном" будущем.
         Важно, очевидно, что прежде чем переходить к следующему шагу в области объединения усилий в защите геопространства СНГ, нужно хорошо освоить первый достигнутый этап: сотрудничество в области взаимодействия по наиболее жизненно важным направлениям деятельности спецслужб. Таким, как противодействие проникновению иностранных, внешних для СНГ спецслужб с явно разведывательными целями, вытекающими из современного положения в мире, захвату рынков, монополизации внешней торговли, а также в области борьбы с терроризмом, наркобизнесом и организованной преступностью (Сегодня. 1994, 26 августа).
         Опыт успешного, плодотворного сотрудничества разведывательных служб бывших социалистических стран убедительно говорит в пользу скорейшего решения задачи налаживания действенного сотрудничества внешней разведки в рамках СНГ в первую очередь, в области укрепления деловых связей в борьбе за обеспечение мира и в интересах международного сотрудничества.
         Важным развитием взаимодействия спецслужб стран СНГ явилось первое совещание руководителей спецслужб стран-участниц СНГ, состоявшееся в Москве в марте 1995 г. На нем был подписан итоговый документ, согласно которому совещание становится постоянно действующим органом. Утвержден его секретариат, на котором председательствует директор ФСБ России. Решено создать единый банк данных в Москве на компьютерной базе ФСБ.
         Это объединение контрразведок стран СНГ является важной базой и для разведок этих стран (Новости разведки и контрразведки. 1995, N 5-6).
         Актуальность согласованных действий спецслужб стран СНГ - разведывательных и контрразведывательных - диктуется теми усилиями Запада и западных специальных служб, которые они наращивают в целях воспрепятствовать процессу интеграции в рамках СНГ, максимально изолировать Россию от бывших республик Советского Союза, ставших независимыми государствами.
         В этом плане, помимо практической деятельности западных спецслужб на территориях стран СНГ, обращает на себя внимание стремление западных монополистов играть на националистических настроениях, подогреваемых их службами в этих странах, соблазнять посулами большей выгодности для их развития экономических отношений с Западом, чем с Россией. Международные монополии хотели бы, чтобы эти новые молодые государства были оставлены без воздействия России, один на один с Западом, чтобы легче было установить контроль над доступом к колоссальным запасам энергоресурсов и ископаемым запасам Центральной Азии, представленной в СНГ Казахстаном, Кыргызстаном, Узбекистаном, Туркменистаном и Таджикистаном, а также богатым нефтью мусульманским Азербайджаном.
         Думаю, что и конфликт в Чечне имеет корни в этой эгоистической заинтересованности Запада, которой выгодно отвлекать силы и внимание России на эту болезненную для нее проблему при одновременно удобной возможности вести антироссийскую пропагандистскую кампанию.

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100