«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 81%


         Кажется, что к 1326 году молодой марокканский паломник вполне исполнил свой религиозный долг и вполне заслуженно может возвращаться домой. Но вместо этого он едет в 1327 году в Ирак, оттуда в Иран и через Диарбекир (Турция) в Сирию. В Эрзеруме (Малая Азия) Ибн-Баттута обстоятельно изучает загадочный "небесный камень" -местную диковину (вероятно, метеорит, весом 620 фунтов - примерно 281 кг).
         Из Сирии Ибн-Баттута возвращается в Мекку.
         Завершив свой вторичный хадж, путешественник почти три года (1328-1330) проводит у стен священной Каабы, где проходит всестороннее религиозное обучение. В 1330 году он снова снимается с места и пускается с караваном на юг в жаркий Йемен, а потом первый раз в жизни садится на корабль и отправляется в Восточную Африку, где пытается попасть в труднодоступные районы Восточной и Юго-Восточной Африки. И везде встречается с местными мудрецами, купцами и путешественниками. И вот что любопытно. Никто из торговцев, местных правителей или священнослужителей, не принимает Ибн-Баттуту например за шпиона, разведывающего торговые или военные пути, или за нового торгового конкурента.
         Вернувшись из Сомали, Ибн-Баттута пересекает Аравию и в третий раз посещает Мекку. Подобным в то время редко кто мог похвастаться. Что, домой? Нет! Теперь Ибн-Баттута помышляет о вовсе немыслимом походе к северному полярному кругу, где, согласно легендам, в стране Риджал-аль-гайб (стране Полуночного солнца) живут мудрые "люди Невидимого".
         1332-1333 год. Снова Сирия, Малая Азия, просторы Черного моря, степи нижней Волги и, наконец, Сарай - столица обширной Золотой Орды. Тысячи и тысячи опасностей, множество роковых случайностей. (Ибн-Баттута посетил Орду во время Большой чистки. Еще в 1312 году хан Узбек ввел ислам, как государственную религию, в Золотой Орде. Не все это приняли с восторгом. И отказавшиеся обратиться в мусульманство, в том числе семьдесят царевичей Чингизидов, были казнены).
         6 мая 1334 года Ибн-Баттута прибывает в одну из ставок правителя Золотой Орды, где и был благосклонно принят. Отсюда путешественник, посетив территорию Самарской Луки, направляется к развалинам древнего города Булгар (район современной Казани), откуда готовится к путешествию на Печору в Великую Пермь. (2).
         "Много споров среди специалистов вызывает вопрос, был или не был Ибн-Баттута в Волжской Булгарии, слишком быстро он ехал. Весь его путь от ханской ставки до Булгар составил всего двадцать дней". (1) Современные исследователи истории С.Валентинов, Д.Калюжный пишут:
         "Ибн-Баттута - никогда не бывал в дальних странах, а просто занимался пересказом различных сказок, слухов и фантастических историй, особенно о севере, иногда разбавляя их элементами описаний реальных путешествий". (3) Особо возмущает данных исследователей описание весьма коротких ночей в районе Булгар. Но в этом Ибн-Баттута не одинок. Еще в 922 году другой арабский путешественник Ибн-Фадлана указывал, что тут (в районе Булгар) "ночь так коротка, что если поставить на огонь во время первой вечерней молитвы котелок, в нем ничего не успеет свариться, как уже надобно звать на утреннюю... " (4) (Несомненным достоинством труда С. Валентинова и Д. Калюжного является обнаружение ранее практически неизвестного перевода описаний путешествий Ибн-Баттута - рукописи Морозова Н.А. "Русская история" (Москва. Архив РАН. Ф.543. Оп. 1. N482).).
         "К сожалению, перевода на русский язык полного текста Ибн-Баттуты до сих пор так и не появилось". (1) Имеются отдельные весьма разрозненные ссылки на наследие столь известного путешественника. Например, в 2000 году казанский исследователь дал сообщение, что малоизвестный средневековый "Испанский атлас", содержит ссылку на "Книгу Описаний" Ибн-Баттуты. Но все это лишь разрозненные случайные свидетельства.

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100