«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 41%

Авсень


        Авсень - древнейшее божество восточнославянской мифологии, связанное с началом весеннего солнечного цикла и плодородием. Иногда в народных песнях представляется антропоморфным. Главный атрибут Авсеня - кони. (5).


         Современный словарь мифологам древних славян указывает: "В большинстве известных колядных песен имя Авсень и его варианты употребляются преимущественно как восклицания-междометия, уже лишенные своего первоначального смысла". (6).
         Данное обстоятельство явно указывает на весьма почтенный возраст верований в это божество. Считается, что наиболее древнее имя божества - Усень. Предполагается, что имя божества образовалось как вариация названия одного из времен года - осени; позднее Усень трансформировался в Оусинь, Овсень или Овсей. Некоторые современные исследователи пытаются связать имя Avsen с шумеро-акадским Avsu - стихийной первоосновой бытия, первичным океаном вод.
         Сегодня известны несколько различных вариаций имени Усень, образованных с прибавлением к основе Усень различных восклицательных элементов (та, ба, гой): Таусень, Баусень, Говсень. Данное обстоятельство также указывает на весьма большую древность формирования представлений об этом божестве или герое древнего мира.
         Сохранившиеся литературные свидетельства показывают, что в конце XI века имя Усень было хорошо известно на Руси, но его функциональная значимость уже начала забываться.
         К настоящему времени сохранились только отдельные, практически не связанные фрагменты представлений об Авсене-Усене:
         Бог (Усень) зажег большой огонь На камне среди моря. Он греет сеть, греет лодку, Греет также и гребца. Наложим дрова на воз, Повезем их Усеню, Чтобы он разложил Большой Огонь, Чтобы он согрел мир...
         Сегодня прямых указаний на то, кем был Усень для древних славян, не сохранилось.
         В зафиксированных верованиях этот бог почти всегда упоминается только в связи с другими богами. Например, Овсень - колесничий, управляющий конями колесницы, в которой по небу несется его младший брат Коляда. Иногда он даже выступает воплощением волшебного коня Даждь-бога либо его ездовой птицы Гамаюн.
         Возможно, данное обстоятельство - следствие религиозный борьбы?
         В XIX веке этнограф А.С.Фаминцин в своей книге "Божества древних славян" приводит грамоту царя Алексея Михайловича, датированную 1649 годом и направленную против "сборищ бесовских" в Москве, где "кликали" люди Коляду и Усеня-заступника. (7).
         В памяти народа сохранился некий календарь Авсеня-Усеня:
         25 декабря - "Карачун", праздник в честь Овсеня.
         1 марта - праздник Авсеня как весеннего восходящего Солнца-Коня.
         20/21 марта - празднование Усеня как зари Эос 23 апреля - "Огни Купавы", праздник Усеня как Солнечного бога, убивающего змея.
         7 июня - Таусень как Водитель духов.
         20 декабря - Овсень большой, начало праздника Коляды.

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100