«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 12%


         В СССР в середине 60-х тревогу по поводу идущего развития бьют писатели братья Стругацкие. Их произведения: "Хищные вещи века" (1964), "Дети дождя" или другое название "Гадкие лебеди" (1967), "Улитка на склоне" (1968) - "тревожные сигнальные огни". Но общество не желает их видеть. Эти произведения попадают под негласный запрет. В 1969 году главного редактора альманаха "Ангара" Ю. Самсонова за публикацию "Сказки о тройке" братьев Стругацких снимают с работы, "наградив" при этом строгим выговором по партийной линии. Многие годы авторы пытались узнать, кто персонально стоит за запретом на публикацию их новой повести "Гадкие лебеди", но так и не смогли.
         В какой то степени в конце 70-х негласный запрет на публикации распространяется на весь жанр. Но и сами авторы не знают, что собственно делать в рамках развивающихся событий:
         "Я не знаю, с чего нужно начинать в этой стране дураков..." ("Хищные вещи века", 1964).
         Значительно позже в интервью прибалтийскому журналу "Даугава" (1987), первым в годы перестройки осмелившемся опубликовать "Дети дождя" (как варианты - "Время дождя" и "Гадкие лебеди"), братья Стругацкие отмечали:
         "В конце 50-х, после XX съезда партии, казалось, что за разоблачением культа вот-вот наступит светлое будущее. В начале 60-х уже стало ясно, что все не так просто. Было абсолютно непонятно, кто это светлое будущее создаст...
         Где эти люди?.. Нет, они были вокруг, но их было очень мало - как раритеты, как редкие марки. Десятки из тысяч, десятков и сотен тысяч. Стало ясно, что тех, кто мешает, гораздо больше тех, кто помогает... Наступил застой... Застой - это когда мешают изобретателям, поощряют схоластов и болтунов, на высокие государственные посты назначаются старцы, обременные семействами и долгами, а талантливых ученых загружают никому не нужной работой, все изобретения плохо оплачиваются и кладутся под сукно..."
         Человек науки, рядовой НТР, в котором писатели уже видели почти человека будущего, в массе своей таковым не оказался.
         В 70-х нарастание негативных процессов шло все более ускоряющимися темпами.
         "В середине 80-х в СССР общество практически полностью перестает интересоваться передовыми достижениями науки и активно требовать их внедрение в жизнь. Более того, в советском общественном самосознании НТР формируется устойчивый комплекс неполноценности". (14).
         Добавим сюда то обстоятельство, что неоправданная во многих случаях завеса секретности, окружавшая советскую космическую, ядерную, биотехнологическую программы (наиболее передовые и перспективные отрасли развития науки), породила огромное количество слухов и домыслов, в конечной степени способствуя их развалу.
         Некоторое время инерция развития предыдущего периода еще сохраняется. В СССР, последними грандиозными проектами уходящей эпохи НТР стали работы по "автоматизации и роботизации народного хозяйства" (созданию безлюдных технологий), освоению новых территорий на северо-востоке, повороту северных рек на юг, созданию долговременной орбитальной станции "Мир" и т.д. Эти планы были отражены в материалах XXVI съезда КПСС. (15).
         Но имеющиеся специалисты уже не соответствуют заявленным задачам. А сложившееся унизительно насмешливое отношение к ученым в обществе (хорошо показанное в одном из популярных фильмов тех лет "Блондинка за углом..." с одним из лучших актеров СССР Андреем Мироновым в главной роли), не способствует творческим порывам или эффективному обновлению кадров.

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100