«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 3%


         Вероятно, на Западе первым исследователем, поставившим в центр непосредственного изучения именно рассказы о необычном, был американец Чарльз Форт.
         Именно он в начале XX века проработал огромнейший объем американо-европейских публикаций периода с 1801 по 1930 годы. В результате более чем двадцатилетнего труда неутомимый исследователь выявил около сорока тысяч описаний различных странных событий (историй о необычном) зафиксированных СМИ.
         Свои находки Чарльз Форт представил общественности в четырех книгах: "Книга проклятых" (1919); "Новые земли" (1923); "Слушайте!" (1931); "Дикие таланты" (1932). (Все четыре его книги были изданы весьма мизерными тиражами и поначалу особого внимания к себе не привлекли. Рецензенты солидных изданий проигнорировали их как творение автора "по меньшей мере не совсем нормального". В России в крайне усеченном варианте и очень плохом переводе была опубликована только одна книга этого автора "1001 забытое чудо" ( СПб., 1997).).
         Среди исследователей, в настоящее время особо активно работающих в данном направлении, в России необходимо отметить доктора философских наук Буровского A.M. (опубликовал в сборниках "Сибирская жуть" в 2001-2003 годах ряд "Необычных историй разных градов и весей" и исследований "Профессиональный фольклор. Что за ним?"), московского исследователя В.А. Черноброва (автор ряда статей и составитель "Энциклопедии загадочных мест Земли" 2000-2004 годы).
         В Поволжье народные верования, сказки и легенды в конце XIX века собирал писатель Д.Н. Садовников (1847-1883), работу во второй половине XX века в какой-то степени продолжили краевед Ю.К. Рощевский ("Народная проза Самарской Луки", Тольятти, 2002) и этнограф К.И.Серебренитский (например исследования "Чудотворные источники Самарской Епархии", 1993; "Древнейший язык Поволжья", 1996; "Последние отшельники Самарской области", 1997; "Предания о подземных старцах", 1998).
         Работа с местным материалом, хоть и по столь специфической теме, позволяет определить направленность деятельности труппы - как разновидности краеведения.
         В начале XXI века революционная перестройка глобальной информационной сети поставила перед системой науки новые задачи. Затронула она и краеведение.
         Краеведение - всестороннее изучение определенной части страны, города или деревни местным населением. Как самодеятельное общественное движение, "движение краеведов" зародилось еще в дореволюционной России и прошло несколько этапов. В первой половине XX века оно главным образом было нацелено на изучение, учет природных богатств края для использования их в народном хозяйстве. Во второй половине XX века переориентировалось на изучение местной истории и культуры населения края. В эти годы особо популярны походы молодежи по местам боевой и трудовой славы.
         В конце XX века краеведение начинает заниматься экологическими проблемами. (Подробнее материал по данной теме можно посмотреть в работах: Лярский П.А. "Пособие по краеведению". М., 1966; Строев К.Ф. "Краеведенье". М, 1980.).
         В начале XXI века перед этим направлением открываются новые возможности, определяемые современным развитием науки, например изучение местных верований и факторов, их порождающих. В значительной степени возросла ценность учета местных верований, рассказов о необычном, современных мифов, легенд, быличек.
         В информационном пространстве Среднего Поволжья существуют, по меньшей мере, четыре группы рассказов о необычном, имеющих конкретную географическую привязку. Трудно оценить перспективные возможности дальнейшего направления развития науки, заложенные в явлениях, породивших данные рассказы. И одна из важнейших задач современного краеведенья зафиксировать и по возможности проверить данную информацию.

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100