«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 62%

"Линия Сталина"


         Известно, что в 30-х годах в СССР было развернуто массовое подземное строительство. Только вдоль "старой западной границы" возводилось 13 укрепленных районов (УРов). Каждый УР занимал район в 100-180 км по фронту и 30-50 км в глубину. Это была комплексная система подземных железобетонных помещений для складов, электростанций, госпиталей, командных пунктов, узлов связи и аэродромов. Подземные сооружения соединялись сложной системой тоннелей, галерей, перекрытых ходов сообщений. Каждый УР мог самостоятельно вести боевые действия в условиях полной изоляции. Эта полоса укрепленных районов получила неофициальное название - Линия Сталина.
         Кроме железобетона на строительстве оборонительной системы использовалось много специальной броневой стали, а также запорожский и черкасский граниты...
         Линия Сталина возводилась не только на далеких западных рубежах.
         Так, например, в Москве в 1933 году начинают и к 1936 году заканчивают строительство Бункера Генштаба. Это настоящее "каменное яйцо", со всех сторон окруженное плывунами и "прикрытое" четырехметровым железобетонным "тюфяком" общей площадью тысяча квадратных метров.
         В основном Линия Сталина была закончена к 1938 году, когда было принято решение по ее усилению за счет строительства тяжелых артиллерийских капониров. Также было начато строительство еще 8 новых укрепрайонов - УРов. За один год было забетонировано более тысячи боевых сооружений, где самый маленький дот - это железобетонный монолит весом 350 тонн, врытый в землю "по самые глаза", а поверх были навалены гранитные глыбы. Все это засыпано землей, на которой уже проросли деревья для дополнительной защиты и маскировки. А вокруг - рвы и искусственные пруды...
         Согласно непроверенной информации в 1936 году в различных районах страны, по указанию маршала М.Н. Тухачевского (родился - 04.02.1893, с 1935 - маршал СССР, репрессирован - 11.06.1937) - было возведено несколько подземных аэродромов. Их основу представлял огромный железобетонный цилиндр, заглубленный в грунт. В нем по периметру на вагонетках, двигавшихся по кругу, размещались легкие истребители. В центре цилиндра располагался склад запасных частей и ремонтные мастерские. Рядом, в системе горизонтальных штолен, ориентированных в форме елочного ствола, располагались несколько тяжелых бомбардировщиков.
         Предполагается, что оборонительный жигулевский комплекс строился в эти же годы, по аналогичным разработкам, планам и методикам.
         Но, после подписания пакта Молотова - Риббентропа, осенью 1939 года все строительные работы на Линии Сталина были прекращены. Гарнизоны были сначала сокращены, а затем полностью расформированы. Советские заводы прекратили выпуск вооружения и специального оборудования для фортификационных сооружений. Затем существующие УРы были разоружены, вооружение, боеприпасы, приборы наблюдения, системы связи и управления огнем были демонтированы и сданы на склады.
         С конца 1939 года по весну 1941 года процесс уничтожения Линии Сталина набирал скорость. Лишь некоторые боевые сооружения были переданы колхозам в качестве овощехранилищ, другие - были взорваны или засыпаны землей.
         Весной 1941 года десятки тысяч долговременных оборонительных сооружений были подняты на воздух по личному приказу Сталина... Даже сегодня мы не имеем никакого логичного ответа, зачем их уничтожали! (59).
         Строительство Куйбышевской ГЭС, читай Жигулевского комплекса было также прекращено в 1940 году, что хорошо согласуется с ликвидацией Линии Сталина.

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100