«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 14%


         Среди современных казахов сохранились предания о "Ахль аль кяхф" - "людях пещеры" или о неких странных существах "Асхаб аль кяхф" - "тех, кто (живет) в пещерах". Особенно важным для сельских жителей Поволжья является предание, что "когда подземный народ выходит в лес и "поет", значит, наступила осень и пора убирать хлеб".
         С эпохи окончания Великого оледенения, когда большинство людей покинуло подземный мир пещер Поволжья, интерес к последним испытывали весьма немногие и то довольно эпизодически. Судя по легендам и преданиям, в некоторых пещерах прятали сокровища. Иногда их использовали для различных культовых нужд или как убежища. Но таких объектов было немного.
         Ныне сохранившиеся легенды-рассказы о различных объектах подземного мира Поволжья - по содержанию можно подразделить на две условные рабочие группы, имеющие как смысловое, так и другое различие по территориальному проецированию повествования.
         Первая группа (меньшая по объему), в свою очередь подразделяется на рассказы, отмечающие как непосредственно свойства самих объектов - пещера тепленькая, ледяная или снежная, сухая, животворная и т.д., так и дающие описания самих обитателей этих объектов: "подземные старцы", Рахи, "подземные матросы", Айнуры, и их содержимом, неких ценностях, укрытых в этих местах - клады Степана Разина, сокровища Пугачева, "сталинское наследие".
         Вторая группа - территориально около 70% современных мифов и легенд о подземных объектах Среднего Поволжья проецируется на Самарскую Луку (включая и территорию города Самары). Оставшиеся 30% распределяются по области довольно неравномерно. Это сообщения группы - не о самих объектах, а об их "обитателях". Исключение, вероятно, составляет лишь рассказ о пещере Животворной Сергиевского района.
         Для авторов несколько непонятным представляется отсутствие мифов, легенд, современных быличек, спроецированных на район так называемых Кашпирских рудников (юго-запад Сызранского района), где еще до настоящего времени сохраняются действующие шахты. Хотя возможно, именно последнее обстоятельство - присутствие человека и не дает проявиться мифу.
         Рассмотрим несколько примеров.
         Современные легенды, предания, былички Поволжья довольно четко указывают местонахождение таких объектов как "Каменный Дом" (или "Большая пещера" Степана Разина на Усе), "запечатанные пещеры" Шихан-горы (Похвистневского района), "подземелья" урочища Вавилов Дол, "мраморного колодца" в окрестностях посёлка Гаврилова Поляна и т.д. В ходе многолетней работы члены самарской группы "Авеста" неоднократно проверяли эту часть мифоинформации, выезжая на указанные места.
         Действительно в районе реки Усы были обнаружены несколько пещер. По предварительному анализу - по меньшей мере одна из них соответствует мифоописанию "Каменного Дома"; в районе Шихан-горы - где были обнаружены как сама гора, так и узкие, заложенные камнями щели в ее склоне, с ощутимым током воздуха; в урочище Вавилов Дол были обнаружены выходы каменных пород, фрагменты старых монастырских фундаментов, а в склоне оврага - копаная землянка. Были и неудачи. Так, несмотря на многочисленные попытки обнаружить "мраморный колодец", последний так и не был найден.
         Значительно сложнее дело обстояло с проверкой описательной части мифа-сообщения. Так, например, в мифоописании "Каменного Дома" фигурирует многоярусная, весьма протяженная система ходов, некие предметы обустройства пещеры - каменные столы и лавки. В реальности (в настоящее время) происшедшее обрушение внешней части пещеры делает практически невозможным (без значительных трудозатрат) подтверждение или опровержение данной мифоинформации. Аналогичным образом дело обстоит и с "запечатанными пещерами" Шихан-горы, где по легендам спят змеелюди. Без спецснаряжения или огромного объема расчистных работ обнаруженные щели непроходимы.

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100