«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 37%


         В Древнем Египте эти изваяния обозначались словом "шепесес-анх", что можно перевести на русский язык как "драгоценный живой образ". Для египтян в них не было ничего ужасного. Это был образ, призванный выражать некую идею, как, например, символическое изображение Родины-матери в России.
         По другим сведениям, иероглиф Сфинкса "неб" означал "хозяин", "правитель". Сфинкс служил также символом постижения истины, а ещё считался охранителем религии и божественных мистерий и даже символом воскрешения после смерти. Лишь позднее греки под впечатлением ужасающего величия этих статуй сложили легенду о крылатой полудеве-полульвице.
         Даже в древние времена не существовало единого представления о Сфинксе. Как уже сказано, в Египте он представлял собою бескрылое мужское существо и часто изображался сидящим. В Древней Месопотамии Сфинкс мог быть и мужским, и женским, и крылатым, и бескрылым существом. Женские Сфинксы часто встречаются в искусстве Финикии и Сирии. В Древней Греции Сфинкс обычно изображался с женским лицом и грудью, крыльями орла и телом льва. Изображения лежащего Сфинкса у греков встречаются достаточно редко.
         В греческих легендах Сфинкс ассоциировался с душевными болезнями и смертью. Видимо, исходя из этого, В. С. Герасимов трактует влияние каменных чудовищ на наших сограждан как разрушительное. Но надо ещё раз подчеркнуть, что изваяния, стоящие, а точнее, лежащие напротив Академии художеств, - из Египта.
         В анналах истории сохранилось лишь одно свидетельство "общения" египетских изваяний с людьми. В Гизе у Большого Сфинкса стоит стела, на которой высечен текст легенды. В ней рассказывается о том, что фараон 18-й династии Тутмос IV, будучи ещё наследником, прилёг отдохнуть в тени Сфинкса и задремал. Его разбудил громовой голос. Сфинкс, называясь именем Хор-эм-ахет, просил освободить его от заносящих песков и обещал за это сделать юношу самым могущественным фараоном, при котором бы Египет процветал. Так что исход этого "общения" был более чем благоприятным. Таким образом теоретически к "нашим", египетским, сфинксам применимо выражение "не так страшен чёрт, как его малюют".
         Однако был ещё и эксперимент, проведённый В. С. Герасимовым. Суть его в том, что исследователь "путём логического анализа выбрал потенциальную жертву" и оставил "участника этой дьявольской игры" смотреть в лицо Сфинкса, а сам наблюдал поодаль. Когда ему показалось, что человек попал под пагубное воздействие изваяния, он решил вмешаться и дотронулся до Сфинкса. "Моё прикосновение разрушило всю игру, заклятие в этот раз не сработало. Но ещё долго после этого дня меня мучили головные боли, повышенное давление", - говорит историк.
         Этот эксперимент (или всё-таки игра?) подтолкнул нас к проведению собственного исследования. Для большей объективности к этому привлекли знакомого психолога, работающего в одном из закрытых НИИ. Он любезно согласился, но предупредил, что проверить имеющиеся факты непросто, нужно время, терпение и настойчивость. Встретились мы лишь спустя месяц, и вот что рассказал Михаил В.: "Я попытался выяснить, действительно ли Сфинкс оказывает на человека психологическое давление, перерастающее в состояние тревоги. Дважды в день - в обеденный перерыв и после работы (благо наше учреждение недалеко от набережной) я приходил к каменным изваяниям и замерял своё функциональное состояние с помощью специальных приборов. Они портативны, легко умещаются в портфеле и дают экспресс-информацию о психоэмоциональном напряжении человека. Несколько раз я приезжал к Сфинксам в плохую погоду, когда дождь лил как из ведра, и был на набережной совсем один.

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100