«««Назад| Оглавление | Каталог библиотеки | Далее »»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 32%


         Кроме того, у меня, да и многих руководителей, не было необходимых знаний. Когда я обратился к специальной литературе, стал изучать эту проблему, то узнал, что на всех крутых поворотах истории резко обостряется национальная проблема. Это должны были предугадать, предвидеть, предусмотреть и руководители партии, но они, видимо, как и я, были в этих вопросах недостаточно подготовлены, а учёные, во всяком случае своевременно, об этом не сказали, да их и не спрашивали.
         Только конкретные события в Москве заставили обратиться к национальному вопросу, изучить ситуацию в стране, а затем уже стали работать на опережение.
         Начну с небольшой статистики.
         В Москве, когда я был первым секретарём горкома партии, проживало 9 миллионов человек. Называли 8900 тысяч, но было 9 миллионов. Из них 1 млн. 200 тысяч человек - лица некоренной национальности. Фактически их было значительно больше, но это официальные данные.
         Пропорции такие: примерно 300 тысяч украинцев, столько же или чуть меньше татар, по 150-180 тысяч представителей Закавказья - грузин, азербайджанцев, армян. Евреев было примерно 300 тысяч, но численность их сокращалась: те, кто считал, что их родина Израиль, выезжали. Численность еврейского населения в Москве шла на убыль. Немало проживало в столице представителей Дагестана, курдов.
         Вот, пожалуй, те основные национальности, которые помимо русских проживали в Москве.


         

Национально-этнический состав Москвы в 2007 г. Данные - "РБК", 2007 г., N11, стр. 42, оформление - майор Томас


         Когда в 1988 году возникли проблемы чисто национального характера в Армении, Нагорном Карабахе, трагедия Сумгаита, тогда горком партии (к сожалению, только тогда!) обратил внимание на национальную проблему в Москве. Стали её изучать.
         До этого всё к чему сводилось? Праздники, сабантуи в Измайловском парке проводила татарская часть населения; Пасху и Новый год около синагоги на улице Архипова (теперь она называется Большой Спасо-глинищевский переулок) отмечали верующие евреи. Вот и всё, если говорить о национальных особенностях, которые более или менее открыто проявлялись у нас в Москве.
         Когда произошли эти страшные события, начались митинги армянской диаспоры на Армянском кладбище. Там собирались, вывешивались плакаты с фотографиями событий, происходивших в Сумгаите, в Нагорном Карабахе. Приезжали представители из тех мест. Всё это поначалу не выходило за рамки кладбища и не вызывало особого беспокойства. А вот когда армяне вышли за стены кладбища и пошли к центру города, тогда в горкоме партии (секретарём в ту пору был Зайков) заволновались по поводу возможных националистических проявлений в Москве.

* * *

«««Назад| Оглавление | Каталог библиотеки | Далее »»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100