«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 50%


         Мой старинный знакомый Венарий Муравьев - для меня моральный авторитет. Себя я не считаю человеком щепетильным - порой сам поражаюсь собственному двоемыслию и бесцеремонности. Чтобы эта болезнь далеко не заходила, каждый вечер в молитве произношу сакраментальные слова: "Господи! Помоги мне избавиться от гордых, грешных и злых мыслей!" Но помогает ли?
         Веня себя не называет христианином, хотя раз в год перечитывает Евангелие. У меня дома хранятся его книги - там и Библия, и Коран, и Лао-цзы. Библиотечку свою он этой весной вывез из тайги, где почти десять лет с небольшими отпусками проработал в Восточных Саянах на геологической базе, потом превращенной в метеостанцию: уходил в тайгу геологом, вышел - работником МЧС. Зимовал в одиночку, поддерживал порядок, следил за приборами, по радио передавал сводки данных. Иногда заходили к нему погреться охотники-промысловики, соседи-таежники навещали. Веня и сам пробавлялся охотой да рыбалкой, нам - друзьям - привозил подарки: вяленых хариусов, "золотой" и "маралий" корни, ягоды и медвежий жир. Остатки это последнего я сейчас пью с молоком - стал что-то часто простужаться и кашель долго не проходит. А Веня в тайге помимо трав и экзотических средств лечил себя иглоукалыванием.
         У Муравьева непроницаемое буддийское лицо, он этнически чуваш - то есть потомок древних гуннов. Фигурой и повадками похож на Брюса Ли, немногословен. Мастер на все руки. Елене - женщине, с которой у него любовь, повезло, я считаю. В этом году наш отшельник решил покончить с таежным уединением и монашеским существованием, из тайги вывез все имущество. Некоторые книги хранит у меня. Кстати, расскажу историю: был у Вени такой случай - местное начальство доставило вертолетом на таежную базу порыбачить губернатора Лебедя, который совершал объезд подконтрольных краю районов. Один из свиты заинтересовался библиотекой, - чего там только нет: йога, тома Кастанеды, поучения святых и прочая премудрость. "Вы, - спрашивает, - это все читаете?" А что еще делать в тайге, где нет телевизора! Было время - таежный философ вел дневник и рисовал. Но потом решил, что его писания надо сжечь - и сжег. В сибирском журнале "Грифъ" редактор Саша Арсененко напечатал небольшой отрывок и цветной узор-мандалу, которую назвал "Судьба России" - это единственное, что осталось.
         Вам, наверное, уважаемые читатели, не ясно - зачем я это все рассказываю? Может быть думаете, что я сейчас поведаю о том, как мой друг наблюдал в тайге НЛО? Ничего подобного. Кроме вертолетов и огненного шара-болида, однажды с грохотом обрушившегося за таежный горизонт, никаких других летающих объектов Веня не видел. Зато его мнение в серьезных вопросах для меня всегда интересно и важно. В данном случае особенно: я Венарию Муравьеву доверяю полностью, - когда-то он тоже прошел через "головомойку" КГБ по делу о той самой "афганской прокламации". Пришлось оставить архитектурный институт и переквалифицироваться в геолога-мистика. Все мной рассказанное к теме "летающих тарелок" никакого отношения не имеет, просто познакомьтесь с моим хорошим другом.
         О том, что я вот уже три месяца пишу эту книгу, никто не знал. В компьютере спрятал этот файл в программную директорию MOUSE - вставил в середину текстового файла README, и всякий раз копировал на дискету, а ее убирал подальше. Так что Вене - эксперту по моральным дилеммам - пришлось все читать с экрана дисплея. Комментарии не понадобились, о моей "научной теории" он знал уже много лет и не удивлялся.
         Пока мой друг знакомился с новым поворотом старой темы, я достал наугад с полки книжку. Оказалось - Курт Воннегут. Открыл. Надо же - совпадение: "...Над городом на бреющем полете проходили три летающие тарелки - голубые разведчики, с нежным, баюкающим жужжаньем, похожим на пение музыкальной юлы. Казалось, что они поют: "Прости-прощай!", улетая по касательной... Не успела синичка хвостиком дернуть, а они уже мерцали в беспредельном пространстве".
         Я потом перечитал эту фантастическую абсурдистскую повесть о "Сиренах Титана" и нашел там одну интересную сентенцию: "Тот, кто хочет добиться серьезных перемен в Мире, должен уметь устраивать пышные зрелища, безмятежно проливать чужую кровь и ввести привлекательную новую религию в тот короткий период раскаяния и ужаса, который обычно наступает после кровопролития".
         Я поговорил с Венарием Муравьевым. Мы пришли к выводу, что мою книгу можно опубликовать.

* * *


         Что такое добро и зло? Кого не спросишь об этом - все по себе меряют. Ладно, пусть человек - "мера всего", но не до такой же степени! Не спорю: то, что для одного - зло, другому может представляться добрым, но различие субъективных оценок вовсе не свидетельствует о том, что добро и зло - относительны. В минувшем столетии "относительность" стала модным словечком, и слишком многое в этом мире люди научились сводить к психологическим особенностям нашего ума. А ведь именно с "познания Добра и Зла" началась история человека на земле, не худо бы призадуматься: не растеряли ли мы по дороге это знание - столь дорого нами оплаченное?
         Религиозное понимание вроде бы всем известно: добро и зло - не людьми придуманы, а в мире этом укоренены. У зла даже есть "хозяин" - искуситель рода человеческого. Однако "позитивный" подход, определив ДОБРО и ЗЛО в качестве КАТЕГОРИЙ этики, их "объективность" свел к психологии, к социализированным инстинктам, а материалистическая версия "объяснила" этику как идеологическое отражение законов общества. А ведь и правда - ну какие такие "добро" и "зло" могут быть в мире без человека? Звезды светят, планета вертится, птички поют, дождик идет, - и для физиков-математиков-биологов-химиков, естественно, никакого научного значения не имеет миф о добре и зле. Мы вспоминаем о них, только когда бомбы взрываются, дома рушатся, люди гибнут. Да и тут, обществоведы приступают к поискам социальных корней, а проповедники "этической относительности" начинают нам морали читать о толерантности, политкорректности и "непротивлении".

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100