«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 39%


         Я долго не мог понять, где собака зарыта, пока Статулявичюс не объяснил мне, что в своей статье я выдал государственную тайну, указав, что на шельфе Д-6 запасы нефти составляют только 8,5 миллиона тонн. Стало необычайно обидно. Каждый писатель уже хорошо знал, под каким текстом он подписался, ещё лучше понял, как статью исказила Москва, но молчал. Барахтайся, как угодно. Хотя сердцем я чувствовал, что они меня поддерживают, только боятся рты раскрыть. Спасибо Дрилинге, что он каким-то образом отписался, и меня больше не трогали, только он мне дружески посетовал:
         - И умеешь же ты плодить себе врагов.
         С собрания мы возвращались пешком. Когда все разошлись восвояси, я, прощаясь у подъезда с Юстинасом Марцинкявичюсом, сказал:
         - Ты знаменитый поэт, депутат, у тебя столько почётных регалий... Будь человеком, помоги мне с этой Нидой. Ведь остановиться невозможно.
         Он помолчал, а потом откровенно, с такой жалобной и дружеской улыбкой ответил:
         - Дружище, я всегда завидовал твоей смелости, а я трус... Лучше оставь меня в покое.
         Это было сказано действительно очень поэтично: я трус, а ты храбрец. Ведь невозможно за такую самоуничижительную критику сердиться на человека, тем более, на друга, а помощи - никакой, но и за это невозможно гневаться, ведь ты - смелый человек.
         Я стал ещё более одиноким, когда меня предали такие уважаемые люди, которые поставили свои подписи и думали, что одно только их имя сотворит чудо. Крапива, вплетённая в венчающие их лавровые венки, их не устраивала. Мне было наплевать на гришкявичюсов, юршенасов, куолялисов, но что так поступят писатели, честное слово, я не мог предполагать. Оказывается, живёшь в коллективе, утопаешь в серых буднях, всё это нормально; хорошо, что ты такой же, как и все, но стоит тебе вырваться вперёд, тут же начинаешь чувствовать отчуждённость, одиночество, словно каменная баба в степи. Чем больше смотришь на товарищей, тем чаще видишь только самого себя, сомневающегося и не понимающего, почему тихий подчиняется окрику, большой поэт - задрипанному чинуше, учёный - рядовому невежде, а инженер душ - придурковатой цыганке. Почему в случае опасности товарищи выбирают тех, кто смелее, честнее?.. Неужели только потому, что за их спинами можно лучше спрятаться? А когда опасность проходит, они снова смело сходятся, чтобы судить тебя? И, опять-таки, неужели только для того, чтобы оправдать своё бездействие и страх?
         Оказывается, люди не столь глупы, чтобы отрекаться от своего родства с обезьяной. Тех, кто умнее их, они боятся. Им нужно духовное равенство в стаде. Тогда они спокойны, ведь не нужно ничем рисковать, никого не нужно призывать или подавать другим пример, не нужно завидовать и лгать самим себе. Страх - это их первый осознанный шаг, но это сознание ложное, навязанное, вынуждающее только оправдываться, дескать, молчание - это тоже речь, а ничего неделание - не самый тяжкий грех. Остаётся только молиться...

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100