«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 31%


         Прежде всего, своих лучших друзей я встречал не в политике. Во-вторых, решив всё описать, я часто лез туда, куда не следовало лезть вообще. И, в-третьих, но самое главное, что я попытался жить в соответствии с декларациями, которые провозглашал в своём творчестве. Оказалось, что оставаться самим собой в этой неразберихе было труднее всего.
         - На кого тогда ровняться, во что верить? - может спросить читатель?
         Прежде всего, нужно сохранять веру в себя, любой ценой, при любых условиях научиться запирать себя в узилище воли, не давая себе никаких поблажек или исключений. А если стремиться к чему-то, то только через людей, проверенных жизнью, через идеалистов типа аушрининков, поскольку только у духовности имеется непреходящая стоимость. Наше возрождение началось гораздо раньше появления "Саюдиса". Ландсбергисты только старались любыми путями заглушить эту истину безмерной похвальбой; своей ложью они заложили народу уши, вычёркивая из процесса первых глашатаев.
         Вспоминаю, как о такой возможности меня предупреждал один из первых провозвестников возрождения Казис Борута. Выйдя из тюрьмы, он показал мне собственноручно нарисованный образ Отсробрамской Божьей Матери, с латинской надписью: "Тater тisericordia, ого рго nobis". Я смотрел на этого бунтаря и не верил своим глазам. Работа была слишком простой, примитивной, выполненной на гладком холщовом полотенце, а вместо красок использовалась сажа, смешанная с каким-то жиром.
         - Я это рисовал для матери, спасаясь от страшного одиночества. Понимаешь, сидишь среди людей, а чувствуешь себя таким одиноким, как глиняный истукан. И, самое страшное, - не тюрьма создала это одиночество, мы его туда занесли с воли. Это изделие гитлеров и сталиных. Сначала они нам подбрасывают какую-нибудь весёлую многообещающую теорию, прикрытую митингами и праздничными гуляниями, потом подразделяют нас на слои и начинают насильственный делёж чужого имущества. Потом узаконивают это насилие не только против врагов, хотя бы и мнимых, но и против друзей. Ещё позднее до небес возносят террор и страх, направляют их против любой личности и в конечном итоге формируют суть любой диктатуры: кто не с нами, тот против нас. Только после уничтожения личностей рядовой человек вдруг чувствует себя голым и беззащитным перед беспощадной стаей волков. Вот почему он начинает верить в вещи, деньги, вот почему хватается за любую мелочь, ведь только вещи в этой суматохе ещё сохраняют какую-то цену. Из праха вышел, в прах и обратишься, - гласит вероучение, - но зато спасёшь душу; а тут - ничегошеньки, уже так ничего, что хочется выть.
         В следующий раз мы встретились за чашечкой кофе и рюмкой в кабинете Леопольдаса Миколайтиса, редактора журнала "Генис". Правда, до этого были мимолётные встречи на улице или в Союзе писателей. После каждой из них он проникался ко мне всё большим доверием, но бывал чем-то очень взволнован. Перед ним лежала рукопись "Пакятурё", предназначенная для "Гениса".
         - Когда мы начинаем кого-то любить, - размахивая пухлой рукой, ухал он слова как в бочку, - то один факт тут же пристаёт к другому и складывается в постоянно удлиняющуюся цепочку лжи. С другой стороны, прирастающая часть истины остаётся в тени, оболганная, а остатки от неё либо становятся ненужными, либо в них невозможно разобраться, как в куче хлама.
         - Но истина фактов всё равно остаётся, - пытался я философствовать.
         - Факт - пустой бесформенный мешок. Чтобы этот мешок стоял, нужно его наполнить смыслом. А кто это сделает? Думаешь, мудрецы? Нет, это сделают те, кто делает, - молодёжь, вы, - но при одном условии: если вы поймёте и добросовестно извлечёте уроки из наших ошибок.
         - А что это за ошибки?
         - Мы полагали, что зашевелится великая всемирная демократия...
         - А она не шевелится?
         - И не будет шевелиться. Если кто-то что-то и сделает, то всё заберёт себе. Свобода - это не Бурбоны, завезти её в бронемашинах невозможно. Каждый человек, каждый народ свободен только в той мере, в какой достоин свободы, сколько может её отвоевать. Здесь необходим очень точный расчёт, так как ненужная жертва - это самоубийство.

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100