«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 60%


         А далее, как утверждала Н. А. Решетовская, "где-то в конце 80-начале 90-х годов" сын Н. И. Кобозева Алексей предложил ей купить сохранившуюся у него рукопись статьи А. И. Солженицына о евреях. "Я, - читаем мы в интервью Натальи Алексеевны, - даже не знала о ее существовании, но, конечно, выкупила рукопись... за достаточно большую сумму и отдала на хранение в Пушкинский дом в отдел секретных рукописей" (6). "...это состоящее из нескольких десятков страниц научное исследование", по ее словам, и "разрослось до двух томов "Двести лет вместе"" (7).
         Тем самым Наталья Алексеевна признала, что специальная статья А. И. Солженицына по еврейскому вопрсу все-таки существовала. Открытым оставался лишь вопрос: ее ли опубликовал А. И. Сидорченко? Ответ на этот вопрос дал сам Александр Исаевич изданием второго тома своей книги "Двести лет вместе". Как уже отмечено в печати, между этим томом и статьей "Евреи в СССР и в будущей России" имется целый ряд текстуальных совпадений, а глава о лагерях вошла в книгу почти полностью. Вот только одно сопоставление (текстуальные расхождения выделены жирным шрифтом):
         Евреи в СССР и будущей России
         Если б я там не побывал - не написать бы мне этой главы (как и всех моих книг). До лагерей и я так думал: наций не надо замечать, никаких наций вообще нет, есть человечество. До лагерей я был интернационалистом - энергично наивным, неистовым. А в лагерях присылаешься и узнаешь: если у тебя удачная нация - ты счастливчик, ты обеспечен, ты выжил. Если общая нация - не обижайся. Ибо национальность - едва ли не главный признак, по которому зэки отбираются в спасительный корпус придурков (С.45).
         Двести лет вместе
         Если б я там не побывал - не написать бы мне этой главы. До лагерей и я так думал: наций не надо замечать, никаких наций вообще нет, есть человечество. А в лагерях присылаешься и узнаешь: если у тебя удачная нация - ты счастливчик, ты обеспечен, ты выжил. Если общая нация - не обижайся. Ибо национальность - едва ли не главный признак, по которому зэки отбираются в спасительный корпус придурков (Т.2. С.330).
         После этого все сомнения относительно авторства статьи "Евреи в СССР и в будущей России" рассеялись. В связи с этим в феврале 2003 г. главный редактор газеты "Еврейские новости" Н. Попирный обратился к А. И. Солженицыну с открытым письмом, предлагая ему дать разьяснения (8). С тех пор прошло уже много времени, но Александр Исаевич хранит молчание. Да, и что тут скажешь. [50]
         С изданием книги "Двести лет вместе" была поставлена последняя точка в затянувшемся споре об отношении великого гуманиста к евреям. На память невольно приходит знаменитый Альхен - голубой жулик, который воровал и стыдился, стыдился и все равно воровал.
         А ведь все началось гораздо раньше, еще тогда, когда А. И. Солженицын написал "Республику труда" и наделил самого отрицательного героя еврейской фамилией. И хотя он уверял потом, что взял этот образ из жизни, такое объяснение никак нельзя признать серьезным. Ведь он же писал не историю конкретного лагеря. Затем появился роман "В круге первом", в котором некоторые читатели тоже увидели элементы скрытого антисемитизма (9).
         Видимо, желая, чтобы его правильно поняли, в 1966 г. Александр Исаевич открыто встал на защиту евреев и в очерке "Пасхальный крестный ход" написал: "Евреев мы все ругаем, евреи нам бесперечь мешают, а оглянуться б добро: каких мы руских тем временем вырастили? Оглянешься - остолбенеешь" (10). Вот, ведь, как: евреев ругаем, а сами не лучше. Одно утешает, евреи евреями были всегда, а русских, от которых "столбенеешь", вырастили недавно, "тем временем". Значит, когда-то мы были не как евреи, все-таки лучше.

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100