«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 57%


         С тех пор, как в "Красном колесе" была поставлена последняя точка, прошло около пятнадцати лет. За это время можно было бы "навязать" еще много "узлов", но А. И. Солженицын бросил это занятие, оставив свою Вавилонскую башню недостроенной. Вспоминается судьба романа А. М. Горького "Жизнь Клима Самгина", который тоже был оборван на полуслове. Однако работу А. М. Горького прервала смерть. Поэтому история с "Красным колесом", скорее, напоминает судьбу романа М. А. Шолохова "Они сражались за Родину".
         Смысл работы над "Красным колесом" - одна из самых таинственных загадок в биографии А. И. Солженицына. Можно понять Карла Маркса, который почти всю свою жизнь посвятил написанию "Капитала" и тоже, кстати, не успел его завершить. Им двигало желание понять законы, определяющие функционирование современного общества. А что двигало А. И. Солженицыным в его работе над эпопеей? Неужели он хотел описать год за годом, месяц за месяцем, день за днем, час за часом всю историю российской революции? Но для чего? Если бы речь шла о научной хронике, это было бы понятно. Но ведь он писал художественное произведение.
         Первая проблема, с которой сталкивается читатель эпопеи - это проблема времени. Как иронично отметил один из рецензентов "Октября": "Когда я начинал читать этот роман, была весна и листья в моем саду только зазеленели. Но когда я закрывал его последние страницы, была поздняя осень и листья в моем саду уже опали" (13). За это время он одолел только два тома из десяти.
         Как в свое время трудно было встретить марксиста, который бы прочитал все четыре тома "Капитала", так сейчас трудно найти поклонника А. И. Солженицына, прочитавшего все десять томов "Красного колеса".
         Приступая к этому произведению, А. И. Солженицын собирался показать революцию как трагедию страны, символом которой и должно было быть название "Красное колесо". Однако так получилось, что этот роман стал символом трагедии А. И. Солженицына как писателя.
         Если относительно таланта автора "Августа" еще можно было спорить, то художественные достоинства "Октября" уже почти никто не пытался искать и защищать. "Март" даже среди самых последовательных сторонников и поклонников А. И. Солженицына вызвал шок.
         "Красное колесо", - пишет В. Н. Войнович, - "эпопея длинная, скучная, как езда на волах по бескрайней, однообразной северокавказской степи" (14).
         В любом художественом произведении стержень, который объединяет фактический материал - это главный герой, а роль пружины, которая приводит этот материал в движение, играет сюжет. Возможно существование нескольких главных героев и несколько взаимосвязанных или же параллельных сюжетных линий, которые все равно должны представлять собою единое и неразрывное целое. В "Красном колесе", начиная с "Октября" исчезли главные герои, превратившись во второстепенных, исчез и сюжет, на смену ему пришел общий поток исторических событий, которые стали мелькать перед читателями как в калейдоскопе.
         Что же касается оригинальности А. И. Солженицына как историка, то здесь мне невольно вспоминается следующий случай. Однажды на вопрос, чем сейчас занимается один из моих коллег-историков, его знакомый сказал: "Катается с важным видом по Киевской Руси на трехколесном велосипеде". Эти слова я не раз вспоминал, читая "Красное колесо".
         Солженицынская эпопея еще будет предметом специального изучения. В данном случае ограничусь только недоумением: как автору удалось осуществить то, что было сделано? Даже если бы он писал подобный роман о современных ему событиях, для этого недостаточно было бы личного опыта. А ведь "Красное колесо" - это историческая эпопея. Поэтому написанию текста должна была предшествовать длительная и кропотливая работа по сбору и обработке необходимого фактического материала.

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100