«««Назад| Оглавление | Каталог библиотеки | Далее »»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 54%

Поверженный кумир


         По всей видимости, летом 1983 г. у А. И. Солженицына возникла пауза в его работе и он решил, наконец, разобрать ту часть своего архива, которая была вывезена из Москвы В. Одомом. "Да, господа, - пишет он, - только летом 1983 дошли руки распечатать ящики, привезенные из Калифорнии в 1976" (1).
         Тогда же с "осени 1983 г." Александр Исаевич стал погружаться в работу над следующим Узлом "Апрель Семнадцатого" (2), рассматривая его как начало нового, Второго действия "Народоправство", охватывающего "весь Семнадцатый год до осени" (3). "Переход от "Марта Семнадцатого" к "Апрелю", - констатировал А. И. Солженицын, - поставил передо мной еще новые задачи, так как едва не зашатался метод Узлов. Кажется, от 18 марта (конец III Узла) до 12 апреля (начало IV Узла) - рукой подать? А сколько событий и оттенков проваливается. Куда? Возникает понятие "Междуузелья"" (4).
         В своем интервью парижской газете "Либерасьон" 1 ноября 1983 г. А. И. Солженицын так охарактеризовал итоги и перспективы своей работы над эпопеей: "То, что я сейчас реально уже кончил, это так называемое "Действие первое, Революция". В него входят три узла: "Август Четырнадцатого", "Октябрь Шестнадцатого" и "Март Семнадцатого". Это я почти кончил" (5). И там же: "Должна бы она дойти до 1922 года, когда все последствия революции уже закованы в железные коллеи, когда социальная динамика кончилась и начинается уже качение по этим жестким рельсам. Но боюсь, что мне жизни не хватит..." (6).
         А между тем, пока писатель погружался в работу над "Апрелем", завершалась подготовка к печати второго Узла "Октябрь Шестнадцатого", оба тома которого увидели свет в следующем 1984 г. (7).
         Основная идея этого нового Узла сводится к следующему.
         Если в первом издании "Августа" главная вина за неудачу в войне, а значит и за революцию возлагалась на царизм, то во втором издании, как уже отмечалось, она была переложена на революционное движение и либеральную оппозицию. Именно они оказались в центре нового романа. Писатель показывает, как в условиях, когда Россия продолжала терпеть поражения в войне с Германией, либеральная оппозиция вместо того, чтобы объединиться с правительством против внешнего врага осенью 1916 г. предпринимает штурм власти. И хотя этот штурм оказался неудачным, он показал, что судьба государства в сложившейся ситуации во многом зависит от поведения оппозиции. Однако оппозиция была занята не столько поисками выхода страны из сложившегося положения, сколько стремлением, используя слабость правительства, захватить власть в свои руки, не думая о последствиях этого.
         Знакомство с Вторым Узлом "Красного колеса" - "Октябрь 16-го" показывает, что еще только-только наметившийся во второй редакции "Августа" переход от романистики к публицистике был продолжен и привел к тому, что здесь публицистический материал уже полностью оттеснил художественный материал на второе место. "Если "Август" построен на всей "классической" атрибутике художественной прозы, - говорится к предисловии к одной из публикаций "Октября", - углублениях в психологию героев, психологической мотивированности их поступков, обусловленности поступков характерами (именно в "Августе" раскрываются характеры героев, проходящих затем через все повестование, выковываются их взгляды), то в "Октябре" уже преобладает публицистичность; "Март" же - это как бы и проза, и стилистически отточенные дневниковые записи, и стенограммы, и научное исследование, и публицистика, слившиеся в единой ипостаси" (8). В эту характеристку следует внести только одну поправку: так и не слившиеся в единой ипостаси.

«««Назад| Оглавление | Каталог библиотеки | Далее »»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100