«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 33%


         ""Размышления",.. - писал далее А. Д. Сахаров, - были закончены в основном к середине апреля. В последнюю пятницу апреля (26 апреля - А.О.) я прилетел в Москву на майские праздники, уже имея в портфеле перепечатанную рукопись. В тот же день вечером (неожиданно, вероятно, случайно) пришел Р. Медведев с папкой под мышкой, которую он мне оставил, а я ему дал на прочтение свою рукопись. В его папке были последние главы книги о Сталине - в новой редакции" (13).
         "Через несколько дней, по словам А. Д. Сахарова, Рой Медведев пришел еще раз. Он сказал, что показывал рукопись своим друзьям" и "что все считают ее историческим событием". Более того, он передал ему их неподписанные письменные отзывы. И хотя сам Р. А. Медведев не назвал ни одной фамилии, А. Д. Сахаров склонен был считать, что это были Э. Генри, Е. Гинзбург, Е. Гнедин и Ю. Живлюк (14).
         Из записки КГБ от 22 мая 1968 г. в ЦК КПСС, "16 мая с.г., находясь в институте, Сахаров предложил одной из машинисток отпечатать пять экземпляров имевшихся у него материалов" (15). По тем же сведениям, "...в июне сего года Медведев получил от Сахарова исправленный экземпляр его статьи "Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе", ознакомил с ней некоторых своих знакомых и размножил ее вместе с Петровским Л. П., членом КПСС, научным сотрудником музея В. И. Ленина" (16).
         Обращает на себя внимание то, что инициатива Ю. Живлюка по времени совпала с появлением на рубеже 1967-1968 гг. записки австрийского ученого Эриха Яча "Попытки создания принципов мирового планирования с позиций общей теории систем". Она была составлена по инициативе итальянского менеджера и общественного деятеля Аурелио Печчеи и генерального директора по вопросам науки в Организации экономического сотрудничества и развития в Париже Александра Кинга (17). Выражая главную идею этой записки А. Печчеи писал: "В настоящее время мы начинаем осознавать человеческое общество и окружающую его среду как единую систему, неконтролируемый рост которой служит причиной ее нестабильности" (18). На основе этого делался вывод о необходимости глобального управления обществом в масштабах всей планеты (19). Для обсуждения этих проблем весной 1968 г. в Риме была организована специальная встреча ученых и специалистов в области планирования, в результате которой возник так называемый Римский клуб (20).
         Таким образом, получается, что Ю. Живлюк подтолкнул А. Д. Сахарова на разработку и осмысление тех же самых проблем, для решения которых в это же время создается Римский клуб.
         Если статье А. Д. Сахарова было суждено уйти в Самиздат и затем увидеть свет за рубежом (21), то совершенно иначе обстояло дело с другой публикацией, появление которой на страницах советской печати еще совсем недавно даже трудно было представить. Речь идет о статье М. П. Лобанова "Просвещенное мещанство", опубликованной в апрельском номере журнала "Молодая гвардия" (22).
         "Сказать, что появление статьи Лобанова в легальной прессе, да еще во влиятельной и популярной "Молодой гвардии" было явлением удивительным, - пишет А. Л. Янов, - значит, сказать очень мало. Оно было явлением потрясающим. Злость, яд и гнев, которые советская пресса обычно изливает на "империализм",.. на этот раз были направлены, так сказать, внутрь. Лобанов неожиданно обнаружил червоточину в самом сердце первого в мире социалистического государства, причем в разгар его триумфального перехода к коммунизму. Обнаружил в нем язву, ничуть не менее страшную, чем империализм. В действительности - куда более страшную. Язва эта состоит, оказывается, в "духовном вырождении "образованного" человека, в гниении в нем всего человеческого". И речь идет вовсе не о явлении психологическом, частном, но о явлении массовом, социальном, о "зараженной мещанством... сплошь дипломированной массе". О "разливе так называемой образованности", которая, "как короед... подтачивает здоровый ствол нации", которая "визгливо-активна в отрицании" и представляет собою поэтому "разлагающую угрозу" самим основам национальной культуры. Короче говоря, не предусмотренный классиками марксизма, не замеченный идеологами режима, в социалистической стране уже сложился социальный слой "образованного мещанства", представляющий собой врага No 1. Таково фундаментальное социалогическое открытие Лобанова" (23). Далее в статье отмечалось, что ориентацией на "материальное благополучие", советское государство содействует "завоеванию России буржуазным духом", разлагающее действие которого "страшнее американских ракет" (24). Из этого делался вывод: "американизации духа в силах противостоять только руссификация духа" (25).

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100