«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 9%


         В марте 1919 г. с ведома Вильсона и Ллойд Джорджа в Москву прибыл У. Буллит, член американской делегации на Парижской мирной конференции. В ходе его переговоров с В.И. Лениным и Г.В. Чичериным был выработан проект урегулирования, который наряду с повсеместным прекращением военных действий предусматривал обсуждение вопроса о мире на следующих принципах: все фактически существующие на территории бывшей Российской империи и Финляндии правительства сохраняют власть и признают свою ответственность за финансовые обязательства бывшей империи по отношению к иностранным державам и гражданам этих держав; экономическая блокада России прекращается; возобновляется обмен официальными представителями между Советской республикой и иностранными государствами; политзаключенных обеих сторон амнистируют. Советская сторона настояла на внесении в документ еще двух положений, предусматривавших немедленный вывод войск "союзных и объединившихся правительств и других нерусских правительств" из Советской республики и прекращение военной помощи антисоветским силам в России. Итоги миссии Буллита были дезавуированы Парижем. Вильсон запретил публиковать выработанный проект соглашения, а Ллойд Джордж отрекся от причастности к организации переговоров с Советской Россией.
         Чего было больше в лавировании Вильсона и Ллойд Джорджа - хваленого "идеализма", пробивавшихся сквозь заскорузлый консерватизм ростков трезвомыслия или стремления не мытьем, так катаньем раздробить Россию, на время закрепив отдельные ее части за теми или иными воеводами? Возможно, это не удастся распознать и следующему поколению историков. Не все умыслы доверялись бумаге.
         Выдвинутая Октябрем программа отвержения насилия, раскабаления всех народов, принятия социальной и межнациональной справедливости за основу добрососедства и согласия - этот "варварский вызов" грозил спровоцировать пандемию. Дискуссии вокруг вариантов реакции "демократий" кончались на неизменной ноте - крамолу извести, если удастся, то заодно с ее носителем, Россией. Клемансо требовал возвести против "заразы" "санитарный заслон". Враги врагов превращались в друзей. Так же, как это повторялось по ходу советско-германской войны 1941-1945 гг.
         Курс антантовских авторитетов и курс правителей Германии в 1917-1919 гг. по отношению к России дополнял in grosso modo один другого. Каждого из антагонистов устраивал развал Российской державы. По крайней мере, публично, "демократы" не поднимали голос в защиту территориальной целостности "союзника", когда еще до Октябрьской революции немцы приобщали к своей добыче Прибалтику и Польшу. Со сменой в Петрограде социальных знаков отличия посягательство на национальные интересы россиян стало нормой. Если бы не прусская фанаберия, неуемное британское высокомерие и жажда мести французов за поражение в 1870-1871 гг., их было бы сложно сомкнуть в единый кулак. Опять напрашивается аналогия с провалом потуг "демократов" сговориться с "лучшими немцами" по ходу Второй мировой (К. Хэлл, госсекретарь США с 1933 по 1944 г., оставил потомкам назидание: "Мы всегда должны помнить, что своей героической борьбой против Германии русские, очевидно, спасли союзников от сепаратного мира. Такой мир унизил бы союзников и открыл двери для следующей тридцатилетней войны". Хэлл не привязывает эту констатацию к конкретному событию или дате. Все говорит за то, что идея сепаратной сделки долго висела в воздухе, и камнем преткновения оказались устойчивость нацистского "нового порядка" и неудачи с покушениями на фюрера).
         Заявки Берлина на чужие владения отражены в стенограммах брестских переговоров. Меньшую известность получили наметки "радетелей" о достойном будущем России. В "Программе мира", представленной президентом США В. Вильсоном конгрессу 8 января 1918 г., признавалось (п.6) право новой России определять свою политику и пути развития. Как виделась реализация сего "права", следует из комментариев полковника Э.М. Хауза - соавтора "Программы". За оптимальную модель решения "русского вопроса" принималось расчленение бывшей Российской империи на ряд отдельных государств и территорий, зависимых от заграницы. Чтобы так и сталось, предлагалось ввести опекунство над внутрироссийскими "демократическими силами", к коим Советы явно не причислялись.
         Госдепартамент США оснастил американскую делегацию на Парижской мирной конференции географической картой, на которой были прочерчены "подновленные" границы Российского государства. За Москвой оставлялась Среднерусская возвышенность, отсекались Прибалтика, Белоруссия, Украина, Кавказ, Средняя Азия, Сибирь. Установки Вильсона - Хауза - Лансинга есть первые (к сожалению, не последние) правительственные документы, в коих черным по белому прописано: России надлежит изрядно "подужаться", во имя торжества "Пакс Американа".

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100