«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 4%


         Так, Мэхен писал: "Военная сила - один из преобладающих политических элементов для оправдания политики... Конфликты на международной арене закаливают нации и способствуют их возмужанию" (Mahan A. The Interest of America in See Power Boston, 1887, p. 174). И дистрофические "права человека" здесь решительно ни при чем: по мнению Мэхена, кроме национально-эгоистического интереса нет ничего, что двигало бы развитием отношений между странами, и незачем маскировать это.
         Мне возразят: это конец XIX - начало XX века, когда ницшеански окрашенный милитаризм входил в моду. Но вот что писал Киссинджер уже после Второй мировой войны, тогда, когда исчезновение СССР до конца столетия, хотя и желанное, трудно было вообразить: "Война должна быть используемым инструментом политики... Неспособность использовать силу может увековечить международные споры" ("Nuclear Weapons and Foreign Policy", N.Y., 1957, p. 4).
         Уже в 1950-х годах, как об этом стало известно лишь в 1990-е, ЦРУ создало в нейтральной (!) Австрии более 80 секретных складов с вооружением, боеприпасами, взрывчатыми и химическими веществами. Некоторые из них не обнаружены до сих пор ("Правда", 11 октября 1996 года).
         Однако с самого начала "холодной войны" в понятие такой силы включалось и ядерное оружие, вопрос о применении которого США и их союзники неоднократно переносили в сугубо практическую плоскость. Использование атомных бомб планировалось американцами еще во время войны в Корее. Кроме того, как стало известно из рассекреченных документов Пентагона, о чем первым сообщил американский научный журнал "Буллетин оф атомик сайентистс", с 1961 по 1963 годы американцы хранили на территории Кубы атомные бомбы. Ядерные удары был готов нанести Израиль в 1973 году. В 1982 году в англо-аргентинском конфликте из-за Фолклендских (Мальвинских) островов корабли британских ВМС имели на борту готовое к применению ядерное оружие. А в 1994 году из публикации Джеймса Гэлбрейта (сына знаменитого экономиста) стало известно содержание "Записи заседания Национального совета безопасности 20 июля 1961 года" с грифом "Совершенно секретно, только для ваших глаз". Ее сделал полковник Говард Бэррис, военный помощник тогдашнего вице-президента Линдена Джонсона, для своего шефа. Речь на заседании шла о возможности нанесения упреждающего ядерного удара по СССР, а председательствовал на нём полгода назад вступивший в должность президент Джон Кеннеди. Последний не только не попытался противостоять этим планам военных, но, судя по записи, инициативу встретил благосклонно и даже готов был поторопить военных. Последние, несмотря на явное тогдашнее преимущество США над СССР в ядерных вооружениях (185 американских МБР на боевом дежурстве против 4 советских, по оценкам Пентагона), предлагали годичную или двухгодичную "оттяжку", с целью еще большего наращивания отрыва (см. публикацию С. Меньшикова, "Правда", 12 марта 1998 года).
         Вот что предшествовало "бессмысленной", согласно перестроечной идеологии, советской гонке за ядерным паритетом - достигнутым ценой немалых жертв и усилий всей страны и, начиная с Горбачева, пущенным под откос.
         Немаловажен и факт председательствования Кеннеди, тогда буквально обожаемого советским общественным мнением. Между тем, любой американский президент остается связанным преемственностью крупных стратегических целей, в разряд которых никогда не входило долгосрочное дружественное партнерство с Россией. К сожалению, иллюзии такого партнерства до сих пор не изжиты у нас в стране и в известной мере возродились в эпоху Клинтона, который, однако, как сообщила газета "Вашингтон пост" в декабре 1997 года, в ноябре того же года подписал секретную директиву, в которой говорил о возможности нанесения ядерного удара по российским военным и гражданским объектам.
         Дать объяснение такого решения Клинтон не счел необходимым. В том же 1997 году в документах по "стратегии национальной безопасности", подписанных Клинтоном, было заявлено, что США будут применять силу решительно и односторонне. В таком контексте высказанная несколько лет назад Мадлен Олбрайт надежда, что России "надоест тема НАТО" и что она "перестанет воспринимать мир в тонах "холодной войны"", несомненно, отзывается черным юмором, а "ястребиная" позиция Мадлен Олбрайт (во время войны в Боснии с раздражением спросившей Колина Пауэлла: "Зачем нужна великолепная военная структура, если вы говорите, что ею нельзя воспользоваться?"), которую некоторые (например, А. Янов) стремятся представить неким исключением, как видим, напротив лишь является последовательным развитием магистральной линии. И делать это тем легче, что необходимость маскировки исчезла вместе с могущественным соперником.
         Летом 1996 года журнал "Foreign affairs" порекомендовал ежегодно тратить на вооружения 60-80 млрд долларов, чтобы "сохранить роль Америки как глобального гегемона". Тогда же один из ведущих экспертов вашингтонского Центра стратегических и международных исследований заявил, что за годы "холодной войны" вооруженные силы США слишком уж размагнитились, обленились, так как не могли идти на широкое применение оружия. Теперь же, по его мнению, США "следует нацелиться" на боевое использование силы. Трудно более ярко обрисовать сдерживавшую роль СССР, которую миру, возможно, еще лишь предстоит оценить в полной мере!

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100