«««Назад| Оглавление | Каталог библиотеки | Далее »»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 60%

Культ личности


         У хрущевцев на этот вопрос есть стандартный ответ: потому что коммунистам очень надо было разоблачить культ личности Сталина, чтобы в дальнейшем партия всегда управлялась коллегиально, а не одним человеком, который заставлял всех себя восхвалять. Иными словами, хрущевцы якобы не хотели допустить, чтобы после XX съезда кто-то заставлял писателей возвеличивать себя в романах и повестях, режиссёров - в фильмах, историков - в их работах, журналистов - в их газетах и журналах.
         Поэтому давайте немного о том, как Сталин заставлял себя восхвалять.
         Передо мной подшивки журнала "Красноармеец", издававшегося Главным политическим управлением Красной Армии, т.е. подшивки главного солдатского журнала той войны. Подшивки за 1943 и 1944 годы. Шла война, и, сами понимаете, я ожидал, что в главном солдатском журнале мне, по меньшей мере, в каждом номере, должен был встречаться портрет Верховного Главнокомандующего - это ведь обязательно для воюющих армий любых стран.
         Возвеличивание своего главнокомандующего и дискредитация командования противника - это один из главных приёмов боевой военной пропаганды. Скажем, немецкая еженедельная кинохроника тех лет каждый выпуск начинала с показа Гитлера или лидеров союзных Германии стран.
         В каждом из 24 номеров "Красноармейца" за данный год давалось до 50 фотографий самых различных лиц: от рядового солдата до маршала Жукова, от писателей до генерал-лейтенанта Н.С. Хрущёва, от рабочего до бывшего врага народа инженера Рамзина. Казалось, можно было бы найти в этом журнале место и для портретов Сталина, чтобы возвеличить его.
         Так вот, просмотрев за 1943 год почти 1200 фотографий, можно увидеть, что редакция журнала всего один раз нашла место для портрета И.В. Сталина - его рисованный карандашом портрет украсил стихи в честь 25-летия Красной Армии.
         В 1944 году возвеличивание Сталина возросло: портретом Сталина украшена обложка первого номера; его портрет помещён в апрельском номере, посвящённом 25-летию самого журнала (на страницах с поздравлениями журналу); портрет Сталина и в октябрьском номере, в котором Красной Армии поставлена боевая задача Верховного Главнокомандующего: "Добьём врага в его логове!" - и. наконец, есть его портрет в декабрьском номере, подгадавшем под 65-летие самого Сталина, о чём, впрочем, в самом номере не сообщается. И это что - культ личности и страх перед Сталиным творческой интеллигенции??
         Но вот наступила хрущёвская свобода, культ личности Сталина был разоблачён, в прессу хлынули "шестидесятники". Беру изданную в то время "Историю Великой Отечественной войны Советского Союза. 1941-1945", открываю 3-й том (издан в 1964 году), описывающий примерно тот же период войны (ноябрь 1942 г. - 1943 г.). В нём 148 фотографий. Есть и одна фотография Верховного - не смогли Сталина отрезать от Рузвельта и Черчилля на совместном фото о результатах Крымской конференции союзников. А на 7 из этих 148 фотографий и рисунков изображён главный борец с культом личности, скромный член Военного совета фронта в те годы, генерал-лейтенант Н.С. Хрущёв.
         Как сравнишь эти числа - одно фото из 1200 и семь из 148, - так и начинаешь понимать, почему всех свободолюбивых писателей, журналистов, историков и поэтов, которые при Хрущёве гордо называли себя "шестидесятниками" и которые зарабатывали деньги на клевете о Сталине, сегодня нежно зовут "шестидерастами".
         Так что дело не в том, что Сталин заставлял себя восхвалять, а в первую очередь в том, что он не давал воровать.

«««Назад| Оглавление | Каталог библиотеки | Далее »»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100