«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 55%


         Вот эти два качества могли бы сделать из него летчика, которого можно было бы назвать выдающимся.
         Теперь перейдем к более сложному вопросу - о его трусости. Повторим главное обстоятельство. Военная авиация существует для того, чтобы уничтожать наземного противника. Ее главные самолеты - бомбардировщики. Они выполняют главную задачу - обеспечивают победу в боях, которые ведут наземные войска. Истребители защищают свои бомбардировщики от истребителей противника и не дают вражеским бомбардировщикам бомбить свои войска - в этом их боевая задача. И, как вы только что прочли у Голодникова и остальных, советских летчиков-истребителей могли и под суд отдать, если они бросили бы свои бомбардировщики.
         В этом плане интересен маленький эпизод из воспоминаний Т.П. Пунева:
         "В конце войны нас часто прикрывали полки из Сибири с невоевавшим летным составом (их перебросили, видимо, для получения боевого опыта), с ними были проблемы - то они от нас отстанут, то потеряют. Это от недостатка опыта. Увлекающиеся ребята были. Больно хотелось им кого-нибудь сбить. Бывало, отвлечет их одна группа, свяжет боем, а другая в это время нас атакует.
         Лирическое отступление. Мы стояли в Кракове, и к нам пришел вот такой новый полк из Сибири на Ла-5. Все ребята молодые, без опыта. Ну, значит, знакомят нас друг с другом, ходим мы к ним в части, а они к нам. Ходят они по нашей стоянке (а у нас полк был элитный), у нас на самолетах обязательно то лев, то тигр нарисованы. У меня был "лев в прыжке". Так вот, ходят они по нашей стоянке и видят звезды нарисованные: "А это что?" - "Как что? Самолеты сбитые!" - "Как сбитые?! Бомбером?!" - "Да элементарно, пулеметами". Ходили-ходили, вдохновились истребители, что уж если "бомберы" немцев сбивают, то им сам Бог велел. Мы им говорим: "Завтра летим, вы уж смотрите, это дело серьезное". Все им рассказали, где и кто должен идти, где непосредственное прикрытие должно располагаться, где ударная группа и т.д. В общем - все.
         На второй день полетели. Понимаем - дурни! Летим уже над фрицевской территорией, так он под самое крыло подлезает и показывает большой палец: мол, "Здорово!" Радиомолчание, только рукой ему машешь: "Иди отсюда!" Потом начали бить зенитки. Только мы истребителей и видели! Наступает самый важный момент, потому что как только перестанут бить зенитки, тут же следует атака немецких истребителей. Тут же! Как уж они договаривались, не знаю, но взаимодействие немецких зенитчиков и истребителей было великолепным. Так было и на этот раз. "Мессера" - в атаку, а наших щелкоперов - никого! Прилетаем мы домой, собираем экипажи: "Ну пошли!" Пришли к истребителям и устроили им мордобой и выволочку, натурально".
         Помимо защиты своих ударных самолетов, советское командование жестко наказывало истребителей и за то, что те дали отбомбиться немецким самолетам. А прочитав биографию Хартмана, который все время воевал только в 52-й эскадре (JG-52), приходишь к выводу, что как только он стал асом, то боевые задачи ему вообще перестали давать. Как в отношении других асов - понять сложно. Возможно, это зависело от них самих: имеет мужество - выполняет боевую задачу, не имеет - просто свободно охотится.
         Но кроме асов в этой эскадре были и, так сказать, простые летчики, которые вряд ли могли отказаться от выполнения боевой задачи, - они летали сопровождать на бомбежку свои бомбардировщики, они атаковали советские бомбардировщики, которые бомбили немецкие войска. И они гибли в больших количествах. Вот, скажем, те же американцы пишут о боях под Курском: "Эрих летал очень часто. Каждый день гибли его товарищи. В тот же день, когда разбился Крупински, погибли еще 5 пилотов, или треть эскадрильи". Это было 5 июля - в день начала Курской битвы. Третья авиагруппа 52-й эскадры, в которой летал Хартман, помимо Крупински, потеряла еще двух асов, а всего за этот день она потеряла 10 самолетов и 6 летчиков из 40. А в первой авиагруппе командира группы аса майора И. Визе за этот день сбивали 5 раз, но он благополучно садился на вынужденную. Через неделю в первой авиагруппе 52-й эскадры уже было сбито половика пилотов, 9 погибли и деморализованное подразделение 12 июля отвели в тыл на переформирование. Хартману, как "свободному охотнику" было неизмеримо легче и безопаснее.

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»


Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100