«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 3%

Школа военной контрразведки


         Напротив входа в парк Ваке, разбитого тбилисцами в новом предгорном районе, стояло трёхэтажное здание, облицованное по цоколю красным гранитом. Это была школа КГБ, готовившая военных контрразведчиков. В ней мне предстояло провести два года.
         Нас с женой поместили в просторном, человек на пятнадцать, помещении. Пару дней мы жили одни, а затем стали съезжаться другие слушатели школы, окончившие военно-морские училища Ленинграда и Калининграда, Севастополя и Владивостока. Около ста моряков представляли различные морские профессии: артиллеристов и минёров, штурманов и паросиловиков, электриков и радиоэлектронщиков.
         Мы быстро разобрались в школьной учебной программе и начали требовать от руководства сократить обучение до одного года. Дело в том, что каждый из нас в училище в течение четырёх или пяти лет проходил курс общественных предметов, причём львиная доля приходилась на марксистскую философию, которой мы были сыты по горло ещё в училище. В результате из Москвы пришло указание: "Завершить подготовку моряков по сокращённой программе и выпустить в качестве военных контрразведчиков в феврале 1959 года".
         Такое начало окрылило, и мы принялись за изучение специальных дисциплин: изучали суть оперативной обстановки, особенности вербовочной работы среди военнослужащих и гражданского населения, знакомились со структурой и задачами органов госбезопасности, с наших уст срывались профессиональные термины: "конспирация", "вербовка", "явка", "наружное наблюдение" - по-простому "наружка". Во время практических занятий мы тщательно разбирали приёмы и способы вербовочных ситуаций. Курс практики вёл руководитель потока - бывший боевой офицер - сотрудник знаменитого "Смерша".
         На склоне гор мы устраивали стрельбы из немецкого и японского оружия, американского и французского. Стреляли сколько хотели - патронов для нас не жалели.
         В школе увлечение уголовным правом было всеобщим. Мы наизусть цитировали статьи кодекса и решали задачи с казусными ситуациями, спорили на правовые темы. Нам внушалось, что в основе правовой подготовки лежит долг врача - не нанести вреда невинным людям.
         Но особую любовь мы испытывали к криминалистике, зачитываясь учебниками и книгами с примерами из жизни. Вёл этот предмет, не оставляя равнодушным никого, капитан Джапаридзе. Со временем он стал генеральным прокурором Грузии.
         - Вам, контрразведчикам, - говорил Джапаридзе, - тем более военным, которые будут иметь дело с военной техникой, нужно упреждать ситуацию, когда создаются условия для аварий или утечки секретной информации из-за болтливости сотрудников. Инструментом анализа оперативной обстановки является предвидение событий на объекте защиты. Это возможно, если вы хорошо знаете своё "рабочее место", то есть оперативную обстановку на охраняемом объекте. Ваша задачу не ловить шпионов, а создавать условия, когда не будет безответственного отношения к делу и лазеек для шпионов. Другой ваш действенный "инструмент" - агентура.

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100