«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 92%

МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ: МЕТОДОЛОГИЯ


         В физике, психологии и других науках собранная информация напрямую зависит от способа ее получения. В моей профессиональной области, глубинной психологии, Фрейд и его последователи брали за основу понимание содержания и структуры подсознания, которого достигали преимущественно посредством интерпретации снов. При этом они игнорировали рационалистическую нейропсихологию своего времени и применение в медицинской психологии гипноза и свободных ассоциаций. Развитие новых способов познания иногда требует не столько применения новых методов, сколько узаконивания (или возвращения к признанию законности) тех сторон личности, которые раньше использовались в качестве инструментов познания, а впоследствии были отвергнуты.
         Психоанализ имеет много заслуг: благодаря ему наше знание глубин и структуры человеческой психики продвинулось далеко вперед. Однако как метод познания он несет на себе отпечаток дуализма, расщепления субъективного и объективного, что вообще характерно для западной эмпирической науки, включая психологию. На пациента или клиента смотрят как на человека с проблемой, совершенно независимого от врача/исследователя. Пациенту надлежит оказывать помощь либо его следует изучать. На какой-то стадии работы Фрейд отказался от гипноза как метода исследования, так как он привносил субъективность в процесс изучения. По-видимому, он счел это удобнее, нежели признать общую интерсубъектность любой психодинамической клинической работы.
         Альтернативные методы лечения и исследования человеческого сознания имеют тенденцию к возможно полному использованию психики, которое воспринимается как часть исследовательского процесса. Важным элементом процесса лечения или исследования являются чувства, возникающие у врача, его восприятие, плоды его наблюдений. Такое расширенное использование личных резервов врача основывается на эмпатии и на межличностном взаимодействии. В данном случае особую важность принимают такие формы, как гипноз, шаманская практика, медитация и другие модальности, которые традиционная западная медицина называет "неординарными" состояниями сознания. Они становятся естественными помощниками исследователя. Дело в том, что неординарные состояния сознания, по своему определению, позволяют проникнуть в психику пациента на большую глубину, в те сферы, которые недоступны простому наблюдению. В итоге, естественно, реализуется рациональный подход. Понимание и оценка данных, полученных за счет неординарных состояний, производится сугубо научными методами. Однако, чтобы добыть эти данные, исследователь, а в данном случае читатель, должен применить широкий набор средств, чтобы вытянуть из пациента рассказ о пережитом.
         Поскольку я прошел специальную подготовку по методу Грофа, предполагающему использование всего человеческого "я" - души, разума, тела - для исследования подсознательных переживаний (опытов), вполне естественно, что я применил его в работе с испытавшими. Помимо стандартного опроса я использовал в работе с ними гипноз, который изначально изучал у Фрейда по категории "неординарного" состояния для исследования бессознательного. Этот метод я модифицировал за счет применения особой техники дыхания, позволяющей регулировать направленность подсознания и углублять процесс. Работая с испытавшими, я целиком переживаю вместе с ними их опыт, все, что удается вызвать из их подсознания. В этом процессе бывает задействована вся моя психика, все мое естество. Естественно, что я ни на минуту не прекращаю сознательных наблюдений и контролирую процесс, определяя границы, формируя направление опыта.
         Эмпирические методы западной науки в первую очередь основываются на физических ощущениях и рациональном интеллекте, которые почитаются главными средствами познания, в то время как интуиция и чувства задвигаются на задний план. Подобный подход был разработан, в частности, для того, чтобы застраховаться от влияния субъективности, отгородиться от человеческих эмоций, которые могут внести хаос в исследования. Однако отрицательным последствием такого подхода может являться то, что познание физического мира достигается ограниченным арсеналом средств. Для того чтобы познать мир, раскинувшийся, по выражению испытавших, "по ту сторону вуали", нам, возможно, необходимо расширить свой инструментарий, задействовав другого рода сознание. Это означает, что процесс получения информации о похищениях должен допускать активное участие исследователя, его причастность к творчеству. Я не хочу сказать, что навязываю своим клиентам собственные, представления о феномене, занимаюсь внушением, менторствую. Более того, я даже не верю буквально в то, что мне сообщается.
         Насколько это возможно, я формулирую вопросы, основываясь на том, что уже было мне рассказано не только конкретным пациентом, но и десятками его предшественников. Я избегаю в своей работе наводящих вопросов. В то же время я не могу избежать того факта, что участвую в интуитивном процессе и способствую смешению сознания двух или нескольких человек, присутствующих в комнате. Могу пояснить это иначе: информация, добытая во время сеанса, не является просто всплывшим в памяти "фрагментом". Она может представлять собой плод развития восприятия, материал, обогащенный контактом между испытавшим и исследователем.

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100