«««Назад| Оглавление | Каталог библиотеки | Далее »»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 6%

Историческое сознание


         Общественное сознание не статично, оно меняется. Изменение окружающего мира и изменение сознания в прошлом - это история. Прошлое неразрывно входит в настоящее. Люди и общество в целом на каждом шагу делают выбор, и этот путь остаётся в общественном сознании. Можно даже сказать, что основой общественного сознания является историческое сознание. Общий подход к проблеме исторического развития был сформулирован в работах Ортеги-и-Гассета [14]. Свой анализ он проводил на примере истории философии, подчёркивая, что она отражает особенности всего исторического процесса.
         Согласно Ортеге, в истории философии, которая представляется на первый взгляд как мёртвый мир заблуждений, новое философское учение начинается с того, что выявляет заблуждения предшествующего. Это уже даёт существенный положительный результат за счёт возникновения эффекта "ошпаренного кота", избегающего тех домов, в которых он обжёгся. Но главное, отмечает Ортега, в том, что "заблуждения являются таковыми не потому, что они не есть истина, а потому, что они ещё не вся истина". Они - только часть истины. Этим определяется судьба идей, которые умирают, но не исчезают без следа, будучи превзойдёнными, ассимилированными другими, более сложными идеями. Устаревшее учение продолжает оставаться истиной и в том смысле, что через неё неизбежно пройдёт мыслительный процесс. А вереница философов прошлого выступает как единый философ, проживший как бы две с половиной тысячи лет, в течение которых он продолжал мыслить. Т. е. наша философия такова, какова она есть, лишь благодаря тому, что стоит на плечах своих предшественниц.
         Человек сохраняет прошлое в себе, накапливает его, заставляет то, что уже прошло, продолжать существовать. Другими словами, существует исторический разум, в котором каждое учение, каждая теория занимают своё место, являются частью истины. Так, с одной стороны, нельзя всерьёз воспринимать ниспровергателей марксизма, с другой - нельзя его консервировать, канонизировать. И то и другое может дать далеко идущие негативные последствия. Марксизм должен стать частью новой, более широкой истины. И такой процесс шёл и будет идти непрерывно.
         Такова общая характеристика исторических перемен, но существуют и конкретные временные характеристики общественного сознания. Ещё Гомер сказал: "мельницы богов мелют так медленно". Ортега-и-Гассет установил временные соотношения, характеризующие зависимость между настоящим и прошлым [14]. Обычно принято считать, что настоящее - это миг, грань между прошлым и будущим. Но суть вопроса в том, что наше настоящее восприятие является функцией как реальной обстановки, так и опыта прошлого. Т. е. в более широком плане оно характеризуется видением - непосредственным отношением нашего разума к конкретной вещи. Ортега-и-Гассет отмечает, что, наряду с чисто "историческим" прошлым, уже отсутствующим, скрывшимся за горизонтом, существует относительное прошлое, которое в некоторой мере является и настоящим. С этим прошлым имеется визуальная связь. В качестве примера приводятся морщинки старика. В них мы видим, что оно есть настоящее. Прошлое бытие этого старика является для нас настоящим.

«««Назад| Оглавление | Каталог библиотеки | Далее »»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100