«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 27%


         Так продолжалось примерно до осени 1988 года, когда начало происходить что-то неладное.
         Впрочем, тут требуются некоторые пояснения.
         В то время, после XIX партконференции, когда глубокое реформирование нашей политической системы ускорилось, воя ник вопрос о разработке нового закона о выборах. КПСС провозгласила верный лозунг: больше социализма - больше демократии. В соответствии с этим лозунгом предстояло изменить сложившуюся еще в сталинские годы избирательную систему - перейти на принципы альтернативности.
         В предыдущие десятилетия выборы народных депутатов были крайне заформализованы, что привело к пассивности избирателей. Все расписывалось до буковки, без разрешения обкомов партии в списки кандидатов никого включать не позволяли. Это, разумеется, не означает, что среди депутатов не было достойных людей - были, и очень много! Кроме того, благодаря такому порядку строго соблюдалось представительство в Советах всех классов и социальных групп, людей всех национальностей, женщин, молодежи. Однако сам принцип выборов - безальтернативный, безусловно, был устаревшим и нуждался в замене.
         На высшем уровне партийного руководства в этом принципиальном подходе разногласий не было.
         Однако сам процесс преобразований избирательной системы принял, я бы сказал, быстротечный, радикальный характер. Начать с того, что новый закон о выборах - важнейший закон, который впервые в нашей истории вводил в практику альтернативные выборы, - по существу практически не обсуждался общественностью. Его провели всего лишь за месяц (!), в невероятной спешке, непозволительной для разработки такого краеугольного документа. Она не дала возможности все тщательно продумать.
         Честно скажу, уже в то время у меня возникало немало сомнений в целесообразности чрезмерной спешки с принятием нового закона о выборах. Но вспомните тот период - осень 1988 года: против Лигачева развернулась мощная атака, связанная со статьей Нины Андреевой, меня отстранили от ведения Секретариата. В этих условиях было непросто выступать вопреки мнению Генерального секретаря и тех, кто рьяно ратовал за максимальное ускорение политических преобразований.
         Но следует сказать - и здесь моя обязанность быть до конца откровенным, - в тот период я еще полностью не осознал мотивов радикализации, ускорения в политике, а главное, его вредных последствий. Лишь потом, когда накопилось достаточно обобщений, пришло понимание того, что это был своего рода метод "шоковой терапии" в политике. Речь шла о том, чтобы не дать людям опомниться перед напором новшеств, поставить их перед свершившимся фактом.
         Здесь, впрочем, требуются пояснения относительно того, что означают радикализм и реформизм в политике. Современные радикалы, они же псевдодемократы, под флагом перестройки добивались замены экономической и политической системы, поворота общественного развития вспять, к капиталистическому укладу, который связан с обнищанием большинства и обогащением немногих. Цели, которые ставили перед собой радикалы, применительно к мировой "классификации" заставляют считать их правыми - антисоциалистическими - силами.
         Реформизм как мировоззрение означает общественные преобразования без изменения экономических, социальных, политических основ существующего строя. И пока мы не меняли советскую систему, а реформировали ее, а это первые 3-4 года перестройки, дела шли на лад. Отступления от основ советской системы в сторону нерегулируемого рынка принесли лишения и страдания народу.

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100