«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 14%


         Своеобразное описание пути из "варяг в греки" приводит Г. Вернадский:
         "Конечным пунктом древнего варяжского пути от Балтийского до Азовского моря было устье Дона, его началом являлось устье Западной Двины". Характерно, что начинается путь в устье Западной Двины. Много позже прибалтийскую часть 3. Двины стали называть Даугава. В районе небольшого местечка Индра она как бы разделилась на две части. Раньше все, что текло и впадало в Балтийское море, называлось 3. Двина, поэтому Вернадский и говорит "началом являлось устье Западной Двины". А вот как дальше войти в Дон и Азовское море, интересно? Как ни крути, из Западной Двины необходимо попасть в Волгу и потом уже в районе современного Волго-Донского канала перетянуть ладьи в Дон. Далее действительно можно выйти "в греки". Почему Вернадский именно так описывает путь "из варяг в греки", неведомо. Но он косвенно подтверждает, что путь "из варяг в греки" идет по 3. Двине, а не по Ловати.
         Великий торговый путь на своем сухопутном отрезке между Ловатью и Днепром никак не проявился в географических названиях, должных как бы сохранить историческую память о столь значительном транспортном канале. По идее, карты должны пестреть названиями "греческий волок", "варяжский волок" и т.п. Но ничего подобного мы не наблюдаем. В то же время в топонимах, окружающих предположительное место Новгорода на Волге, изобилуют наименования Вышний Волочек, Волынцево, Бол. Волоково, Волоколамск, Волочаново и т.д., свидетельствующие о наличии многих сухопутных "волоков", соединяющих водные артерии. Это ясно указывает на повышенный интерес торговых людей к указанному месту и интенсивность производимой перевозки товаров.

* * *


         Новгород имеет возможность послать войска в любую сторону по одной из рек. При этом новгородцы всегда будут двигаться по течению, т.е. "сплавляться". Если еще использовать паруса и весла, скорость по тем временам развивается неимоверная. Никто не сможет обогнать их, чтобы предупредить о нападении. У Новгорода же, наоборот, преимущество перед любым врагом. Противникам Новгорода всегда придется идти против течения. Это исключает фактор внезапности и дает возможность Новгороду подготовиться к встрече неприятеля.
         Новгород, благодаря Рюрику, становится центром "военной демократии". Изменяется общественное устройство (как констатирует школьный учебник). Обозначаются контуры государственного устройства северовосточных славян. Рюрик, обкладывая данью прилегающую территорию, автоматически защищает ее от притязаний других воинствующих соседей. Появляются четкие границы рюриковских владений. Нечто подобное происходило в России в 90-х годах 20-го столетия, когда рэкетиры против своей воли постепенно перерастали из грабителей в "крышу", а затем из "крыши" - в службу безопасности.
         Сейчас в обиходе имеется термин "сращивание власти и криминала". У Рюрика получилось "выращивание власти из криминала". Понятно, звучит некрасиво. Хотелось, чтобы звучало "власть выросла из волеизъявления народа". Но не хотелось народу в те времена волеизъявляться. Тогда о защите больше думали, о выживании. И сильный Рюрик больше устраивал население, чем кто-нибудь другой, пусть даже легитимный и политически грамотный.
         Свои территории Рюрик обозначал особым образом. На городских воротах каждого города-данника он прибивал свой щит. Ведь Рюрик был не простой варяг. Он был знатного княжеского рода. И на его щите помещался фамильный герб - изображение сокола. Поэтому если бы кто-то захотел напасть на такой город, то неминуемо нанес оскорбление гербу Рюрика. Нельзя же штурмовать ворота, не задев щита, который на них висит. В этом случае нападающий знал, что вступил в смертельную схватку с самим Рюриком, т.е. щит являлся одновременно и "охранной грамотой" города. Позже обычай вызывать на бой ударом копья в щит противника вошел в ритуал рыцарских турниров.

* * *

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
?-¤?Єб жЁвЁаRў -Ёп Locations of visitors to this page Rambler's Top100