«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 85%

Война во Вьетнаме


         В 1956 г. произошли значительные изменения в организационной структуре службы психологической войны США. Существовавшее во время корейской войны Управление психологической войны было преобразовано в Управление специальных методов войны. Его назначение раскрыл бывший начальник этого управления генерал У. Троксел:
         "Специальные методы войны - это соединение приемов, форм и методов психологической войны с другими средствами, направленными на подрыв противника изнутри. Они расширяют поле боя и превращаются из временно действующего тактического средства ограниченного воздействия в мощное стратегическое оружие, имеющее большие потенциальные возможности".
         Таким образом, психологическая война стала основной частью специальных операций. Концепция специальных методов войны прошла апробацию именно во Вьетнаме.
         В начальный период войны в психологических операциях сухопутных войск участвовали четыре роты 6-го батальона психологических операций, размещенные отдельно друг от друга в соответствующих тактических зонах. В последующем в составе сухопутных войск была сформирована 4-ая группа психологических операций, состоявшая из четырех батальонов психологических операций (6-го, 7-го, 8-го, 10-го), которые заменили роты в тактических зонах. Кроме того, значительное количество радиопередач и печатных материалов, использовавшихся во Вьетнаме, готовила 7-ая группа психологических операций на японском острове Окинава и подчиненный ей 3-й экспедиционный отряд в Бангкок (Таиланд). Общая численность 7-й группы и 3-го отряда составляла 800 военнослужащих. Их офицеры тесно сотрудничали с агентством ЮСИА и радиостанцией "Голос Америки", имевшими свои отделы на Окинаве и в Таиланде.

Рис. 43. "Слово побеждает" - эмблема 4-й группы ПсО США


         В ходе вьетнамской войны получили дальнейшее развитие вопросы теории и практики психологических операций. Например, стали популярны широкомасштабные обращения ко всему населению страны противника. Раньше пропагандистскому воздействию подвергался в основном личный состав войск, принимающих непосредственное участие в боевых действиях, и население прифронтовой полосы. Для разбрасывания листовок на обширных территориях использовались стратегические бомбардировщики Б-52, транспортные самолеты Си-130 и Си-142. Всего американцы распространили 50 миллиардов листовок, т.е. по 1500 листовок на каждого жителя Северного и Южного Вьетнама.
         Психологическая война США во Вьетнаме проводилась в тесной связи с боевыми действиями американских вооруженных сил. Ее главная цель заключалась не в том, чтобы переубедить противника, а в том, чтобы вызвать неуверенность, сомнения, страх и подобные им чувства и настроения.
         В своих радиопрограммах, листовках и устных передачах американцы использовали аргументы в основном социально-психологического, а не политического характера, постоянно прибегали к методам эмоционального воздействия (вопли ужаса, отчаянный женский и детский плач, буддийская погребальная музыка, крики диких зверей и птиц, изображающие голоса лесных духов, демонов и т.п.). Так, например, командование 1-й бригады 101-й воздушно-десантной дивизии в ночь перед наступлением своих войск осуществило над районом сосредоточения войск противника передачу записанного на пленку пронзительного крика орла (орел - эмблема 101-й воздушно-десантной дивизии США) вперемешку с детскими возгласами на вьетнамском языке "папа, вернись домой!".
         Иногда для психологического истощения бойцов Вьетконга (НФОЮВ) применялась тактика звуковещания с вертолетов на определенный район в течение всей ночи. Программы звуковещания готовились под видом обращений "блуждающих душ" погибших к свои близким.
         Основной упор органы психологической войны США делали на попытках деморализовать и запугать партизан Южного Вьетнама, а также войска и население ДРВ. Особенно большие надежды американское командование возлагало на устрашение бомбардировками, которые преследовали цель не столько уничтожить живую силу противника или разрушить его важнейшие объекты, сколько внушить страх и отчаяние перед военной мощью США. Статистика свидетельствует, что за период активных боевых действий в Индокитае, в основном в Южном Вьетнаме, одна только авиация сбросила бомб и других боеприпасов общим весом около 8-и миллионов тонн - почти в 3 раза больше, чем сбросила американская авиация на всех фронтах за годы Второй мировой войны.
         Бомбардировки северовьетнамских городов, поселков, деревень в обязательном порядке сопровождались интенсивной пропагандой. В радиопередачах и листовках американцы запугивали население ДРВ новыми, более интенсивными авиационными налетами. Широко использовался прием заблаговременного предупреждения о предстоящих бомбардировках. Этот прием особенно эффективно действовал в районах, прилегающих к уничтоженным деревням и городам, так как их жители могли воочию убедиться в результатах бомбардировок.
         По мнению американских теоретиков психологической войны, только сочетание деморализующего боевого воздействия на противника в совокупности с подрывной пропагандой позволяет добиться быстрого и наиболее сильного психологического воздействия на людей (нельзя не отметить, что точно такую же тактику американцы использовали в Югославии в 1999 году).
         Во Вьетнаме широко использовалась и наглядная агитация. В населенных пунктах расклеивали листовки и плакаты, призывающие население поддерживать сайгонское правительство. Типичным образцом такого плаката является цветная фотография красивой вьетнамской девушки с рифмованным текстом: "Я деревенская девчонка, если будешь с вьетконговцами, я никогда тебя не полюблю". Подобным образом американские пропагандисты стремились управлять поведением противника на уровне бытового сознания, опираясь на чувства, общие для всех людей, независимо от национальности, вероисповедания, политических убеждений - страх за свою жизнь, беспокойство за судьбу близких людей, сексуальное влечение, восхищение прекрасным и т.д.

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100