«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 12%


         Также и профессор Львовского университета, возглавлявший там кафедру малорусской литературы, бывший издатель "Русалки Днестровой" Я.Ф. Головацкий указывал: "Галицкие русины не пишут, да и не могут писать по-великорусски по той естественной причине, что не знают великорусского языка (т.е. народного наречия Великороссии - Авт.) и не имеют возможности изучить его. Русины пишут таким языком, какой они успели выработать, приняв в основу свой народный язык и язык книжный русский, признавая этот последний языком не московским, а общерусским. Русины того мнения, что русский книжный язык возник в Южной Руси и только усовершенствован великорусами". Того же мнения придерживались и другие галицкие учёные, писатели, журналисты, общественные деятели (Н. Устиянович, Б. Дедицкий, А. Петрушевич и др.) "Литературный русский язык должен быть один, - утверждал, например, редактор львовской газеты "Слово" В. Площанский, -...Что Русь делится на части, ещё ничего не значит, - она всегда составляет одну целость, как Великая и Малая Польша составляют одну Польшу с одним литературным языком".
         Но в Вене не желали слушать аргументы и объяснения. Выискав среди галичан нескольких морально нечистоплотных субъектов, соблазнившихся денежными подачками и обещаниями быстрой карьеры, власти принялись спешным образом создавать "рутенское" движение (австрийскую разновидность украинофильства), которое приняло название "молодой Руси". В противовес старорусской партии, исповедовавшей "старые" взгляды о национальном единстве малороссов, великороссов и белорусов, "молодые" признавали своё родство лишь с российскими малороссами и силились отмежеваться от остальных ветвей русской нации. С этой целью они провозгласили строительство самостоятельной малорусской литературы и языка.
         Новое движение сразу же получило мощную поддержку правительства. В то время как "старорусов" подвергали всевозможным преследованиям, деятельность "молодых" протекала в атмосфере наибольшего благоприятствования. О них заботились, их щедро финансировали и, главное, натравливали на местных "кацапов", "москалей", "предателей" (как обзывала сторонников национального единства с Россией правительственная пропаганда). "Пустить русина на русина, дабы они сами себя истребили" - так в узком кругу формулировал эту политику граф Голуховский.
         Но как ни старались "молодые рутены" приобрести влияние среди местного населения, как ни помогали им в этом представители властей, все попытки заканчивались провалом. Галичане, за очень небольшим исключением, оставались русскими и подчёркивали это при каждом удобном случае. Например, когда после разгрома в России польского восстания 1863 года, галицкие поляки объявили траур по погибшим повстанцам, галицко-русское население Тернополя устроило грандиозный "русский бал" в честь победы, что до крайности обострило отношения между русскими и польскими жителями города.
         "Трёхмиллионный народ наш русский, под скипетром австрийским живущий, есть одною только частью одного и того же народа русского, мало-, бело- и великорусского" - говорилось в принятой в марте 1871 года программе "Русской Рады" - организации, представлявшей тогда интересы всего галицко-русского населения (лишь в 1885 году галицкие украинофилы образовали отдельную "Народну Раду").

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100