«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 93%

Раздел 25. Создание заданной информационной атмосферы

Краткое описание


         Целью данного приема является подготовить эмоциональное состояние реципиента и информационное пространство вокруг него таким образом, чтобы действия манипулятора не встречали неприятия со его стороны. В зависимости от целей манипуляции, ее жертва целенаправленно вводится в состояние испуга, радости, аффекта, в ее сознании создаются устойчивые стереотипы восприятия окружающей действительности (фактов, событий, физических и юридических лиц, процессов и пр.), на которые потом будет эффективно накладываться следующая манипулятивная информация и благодаря которым она будет восприниматься реципиентом не как враждебная, опасная или неоднозначная, а как истинная и полностью соответствующая его видению мира.
         В качестве предельно упрощенного примера создания заданной информационной атмосферы можно привести следующее. Многие часто замечали, как вечером рабочего дня безобидная, не слишком смешная в иных условиях шутка вызывает у аудитории безудержный, едва ли не нервный смех. Расскажи ее утром или в выходной день - люди в лучшем случае улыбнутся (хорошо, если не из вежливости). А вечером после работы она имеет такой же успех, как острота самого популярного комика.
         Психологическое объяснение данному феномену простое. Организм, накопив за целый день работы усталость (в данном случае - информационную; это характерно в первую очередь для людей умственного труда), стремится "сбросить" ее, как сбрасывает балласт перегруженный воздушный шар. Стремление освободиться от этого вредного груза понятно - зачем тащить отрицательные эмоции? Поэтому, как только появляется подходящая возможность - неожиданная шутка, нечто, вызывающее смех, одну из сильнейших эмоций - организм немедленно использует ее для "разрядки".
         Успех шутки в таком случае не случаен - он подготовлен тяжестью и напряжением рабочего дня. Это нервное напряжение в итоге создало ту заданную атмосферу, что делает исключительно успешной не слишком смешную в обычных условиях шутку. Создание специальной атмосферы изменило характер воздействия и эффективность принимаемой реципиентом информации. То, что в этом случае заданная атмосфера является, скорее, "эмоциональной", нежели информационной, несущественно. Ведь эмоциональное перенапряжение создано переизбытком информации, полученной реципиентом за день.
         Поскольку механизм создания заданной атмосферы исключительно эффективен, хоть и требует определенных затрат времени, он применяется достаточно часто.
         Сегодня любой центральный телеканал является средством создания заданной информационной атмосферы, проецируемой на всю зрительскую аудиторию. Чтобы разобраться в этом, достаточно взглянуть на "общий тренд" телепередач современного российского телевидения. Подавляющая часть телепередач - яркие, крикливо-пестрые, отвлекающие внимание и нагоняющие на зрителя ощущение "вечного праздника, который всегда с тобой". Телешоу, сериалы, переполненные глупостью передачи (реалити-шоу типа "Дом", "Фактор страха", "Большие гонки" и пр.), "концерты" вопиюще-бездарных "Фабрик звезд" - все это отупляет зрителя, прививая ему "непритязательный вкус" и приучая "жрать то, что дают, и быть довольным". Одновременно зритель привыкает к устойчивому ощущению, что "у всех вокруг все нормально, страна отдыхает и веселится". Кроме того, что в данном случае срабатывает прием "приведенный вывод", зритель погружается в атмосферу безмятежного спокойствия - что бы ни происходило в стране на самом деле. "Объективная информация" - репортажи о чудовищных терактах и голодающих людях, данные о разрушенной промышленности, армии, космосе и науке - все это "сглаживается" наводимой "заданной информационной атмосферой": есть отдельные недостатки, но в основном у нас все хорошо! Создание такой атмосферы призвано усыпить гражданское чувство или просто инстинкт самосохранения населения: пусть не догадываются, что происходит вокруг них на самом деле, пусть спят у телевизора, убаюканные телевизионной птицей Феникс...

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100