«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 84%

Раздел 22. Втирание в доверие

Краткое пояснение


         Прием основан на отключении критического восприятия у реципиента через апеллирование к самым добрым его чувствам. Создавая себе максимально положительный имидж в глазах реципиента, манипулятор заставляет его относиться к себе с максимальной же симпатией. В этом случае симпатия препятствует критической оценке реципиентом информационной установки, исходящей от манипулятора.

22.1. "Приобщение к аудитории"

Подробное описание


         В данном случае манипулятор старается создать у реципиента впечатление, что ничем от него не отличается, их интересы полностью совпадают и, следовательно, реципиент может ему полностью, отбросив всяческие сомнения, доверять.
         Для этого используются различные апеллирования к единству с реципиентом, ссылки на то, что "мы с тобой одной крови", "я такой же бедный, такой же русский, как и ты" и пр.
         Расчет делается на то, что, признав манипулятора "своим", реципиент начнет относиться к нему благожелательно, с доверием - то есть "отключит" критический подход ко всей информации, излагаемой манипулятором.
         Как правило, использование этого приема говорит об отсутствии элементарной порядочности у манипулятора и/ или о крайне слабой базе его позиции (обоснованности выдвигаемых им утверждений).
         До определенного момента - инициации разрушительных процессов сначала "перестройки", позднее - "реформ" и всем, что с ними связано, советское (российское) общество практически не сталкивалось с данным видом манипуляции сознанием. Это обуславливалось спецификой отношений общества и власти, характерных для русской-советской-православной цивилизации. В дореволюционной России и большинство подконтрольных ей территорий (кроме Польши, Финляндии и Прибалтийских территорий, население которых имело западную ментальность) власть даровалась обществу "от Бога", и, следовательно, ее носителю не требовалось "втираться в доверие" "простому человеку", выдавая себя за "своего". Носитель власти "от Бога" и так был своим - только стоял намного выше, отделенный от общества божественной благодатью. Последняя существовала a priori и не требовала доказательств.
         Нечто подобное было и в СССР. Власть также была "от Бога" - на этот раз от всемогущей "красной" идеи равенства и справедливости. Высшим вождям не требовалось заигрывать с избирателем ради приобщения к "кормушке": вопросы передачи власти решались келейно между властными группировками; общество ставилось перед фактом назначения-снятия очередного лидера. Справедливости ради стоит отметить: пока в обществе доминировала идея развития государства на благо всех его членов, это была наиболее оптимальная конструкция власти.
         Однако с приходом к власти коррумпированного вороватого популистского типа политиков, необходимость добиться благосклонности "плебса" проявилась, принимая, порой резкие, а то и маразматические формы. На начальном этапе "перестройки" Горбачеву нужен был "кредит доверия" советского общества, на котором он мог бы "добить" старые партийные кадры, сопротивлявшиеся развалу СССР.

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100