«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 97%


         82. В последнее время коммерциализация личности в западном обществе усилилась. И.Иллич замечает, что в американской молодежной среде говорят уже не "мое тело", а "моя система" - оборудование частного предприятия атомизированного собственника.
         83. М.Г. Левин и Н.Н. Чебоксаров в 1955 г. определили "хозяйственно-культурный тип" как "исторически сложившийся комплекс особенностей хозяйства и культуры, характерный для народов, обитающих в определенных естественно-географических условиях, при определенном уровне общественно-экономического развития" (см. (129)).
         84. Он поясняет его на примере этнических конфликтов: "Политика самоосознания, связанная с этнической борьбой, может претерпевать радикальные изменения с изменением исторических обстоятельств".
         85. Стоит уточнить, что формула Уварова "православие, самодержавие, народность" часто поминается очень расширительно, как якобы суть всей государственной идеологии Российской империи. На деле она была предназначена только для системы образования, хотя и это было очень важно в XIX в.
         86. Он приводит в пример народы ("варваров") Китая - "именно в силу того, что варвары противопоставили инерцию волнам китайских влияний, они остались варварами". Но точно так же и сами китайцы противопоставили инерцию волнам западных влияний. Эти примеры можно множить.
         87. История формирования и нынешнее состояние институциональных матриц России рассмотрены в книге С.Г. Кирдиной (135).
         88. В Энциклопедическом словаре под ред. Осипова Г.В. нация определяется как "тип этноса, характерный для развитого классового общества".
         89. Э. Геллнер более осторожно высказывается о том, что первично - государство или нация. Он пишет: "Ни нации, ни государства не существуют во все времена и при любых условиях... Национализм стоит на том, что они предназначены друг для друга; что одно без другого неполно, что их несоответствие оборачивается трагедией. Но прежде чем они стали предназначены друг для друга, они должны были возникнуть, и их возникновение было независимым и случайным. Государство безусловно возникло без помощи нации. Некоторые нации безусловно сложились без благословения своего собственного государства. Более спорным является вопрос: предполагает ли нормативная идея нации в ее современном смысле априорное существование государства" (5).
         90. Можно предположить, что еще более интенсивно примордиалистский миф "крови и почвы" использовали в 20-30-е годы германские фашисты, производя "пересборку" немецкой нации по своему уникальному проекту.
         91. Такое пояснение дает автор первого перевода книги Сунь Ятсена на русский язык (1928) Г.С. Кара-Мурза. Надо также сказать, что и сегодня эти лекции Сунь Ятсена представляют собой прекрасное изложение проблемы народа, нации и государства (хотя "первая сила" соединения людей в народ, общее историческое прошлое, описана Сунь Ятсеном с позиций примордиализма. как фактор "крови").
         92. Многие противники национализма как идеологии верно проводили это разделение. П. Вяземский писал: "Люблю народность как чувство, но не признаю ее как систему".

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100