«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 96%


         51. В отношении христианства эту проблему тщательно изложил М. Вебер ("Протестантская этика и дух капитализма"), а в отношении ислама все приведенное выше утверждение Маркса является очевидно ошибочным. Сказать, что ислам "низвергнут в сферу всех прочих частных интересов и изгнан из политической общности как таковой", было бы просто нелепо.
         52. В редакционном предисловии в Сочинениях Маркса и Энгельса (2-е изд.) говорится: "В 1-й главе первого тома "Немецкой идеологии"... впервые в систематической форме дано изложение материалистического понимания истории".
         53. По данным Национального института психического здоровья, в 1972 г. в США "было госпитализировано 500 тыс. больных шизофренией, более 1,75 млн. гуляло по улицам и около 60 млн. американцев были на грани заболевания шизофренией" (44).
         54. Ритуалы сильно действуют на сознание членов общности и даже вызывают изменение физиологических параметров. Но смысл их доступен только посвященным, и испытать, например, полноценное воздействие ритуального танца могут лишь люди, разделяющие этнические ценности данной общности и следующие принятым в ней стереотипам поведения.
         55. Это аналогично тому скачку, который означала Научная революция XVII века. Говорят, что наука - "не дочь натурфилософии Возрождения, а ее сестра". То есть, наука не продукт эволюции натурфилософии, а принципиально иная ветвь в развитии познания.
         56. В другом месте Маркс и Энгельс усиливают свою главную мысль и говорят нечто совсем иное, чем в тезисе, что "религия не создает человека". Они пишут в "Немецкой идеологии": "Люди до сих пор всегда создавали себе ложные представления о себе самих, о том, что они есть или чем они должны быть. Согласно своим представлениям о боге, о том, что является образцом человека, и т.д. они строили свои отношения. Порождения их головы стали господствовать над ними. Они, творцы, склонились перед своими творениями. Освободим же их от иллюзий, идей, догматов, от воображаемых существ, под игом которых они изнывают. Поднимем восстание против этого господства мыслей" (42, с. 11).
         57. Редким исключением является, видимо, Китай, где место религии в этом процессе занимал обширный свод философских представлений. Но и в них присутствует религиозная составляющая.
         58. Например, изучение "ядра" русского языка показывает, что в сознании русских "слабо представлены ценности индивидуализма". Идеологи рыночной реформы считают это большой бедой, фундаментальным дефектом русской культуры, поскольку это означает, что "дозволяются не все действия, рациональные с точки зрения достижения успеха, но только те, которые считаются ценностно-значимыми с точки зрения общности".
         59. В книге, вышедшей под редакцией директора Института древних рукописей, о создателе алфавита Маштоце сказано: "В жизни каждого народа, как и каждого человека, бывают события, которые влияют на всю его дальнейшую судьбу, предопределяют ее. Это моменты обретений и утрат. Они-то и творят судьбу. IV и V века принесли армянскому народу два таких события - принятие христианства и создание алфавита. Обитающий вокруг Арарата народ со своим древним этническим обликом и историей оказался в сложном и, казалось бы, даже безвыходном положении. Гибель грозила ему. И тогда из самых его недр выплеснулись могучие силы, позволившие ему победить саму смерть. То были вера и письменность... У каждой эпохи своя суть и свой облик, но каждая эпоха армянской истории состоит в прямой связи с Маштоцем. Каждая эпоха воспринимает Маштоца по-своему, и у каждой из них одна общая с ним цель. Но в самой непосредственной связи с Маштоцем состоит именно наше время. На протяжении почти всей истории Армении после создания алфавита письменность была опорой национальной самобытности, и алфавит звучал как народная песня".

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100