«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 89%


         Этнонационалистические настроения у нерусских народов РФ усиливаются гораздо быстрее, чем у русских, и нет никаких признаков, что эти народы согласятся на устройство в России государства, основанное на русском этнонационализме. С. Маркедонов указывает на очевидную вещь: "Вопрос не в абсолютных цифрах, а в степени готовности этнического меньшинства принять "русскую идею" в ее этнонационалистическом обличии. Сегодня к такому повороту не готов Кавказ, не готово Среднее Поволжье и даже Сибирь (если вести речь о Туве)...
         У России сегодня нет инструментов для русификации. Из регионов Кавказа русские либо уже уехали, либо стремительно уезжают. Даже по официальным данным, в Ингушетии осталось всего 2% русских! Вопрос: "Кто будет русифицировать окраины?"
         На одном из совещаний в аппарате Южного федерального округа (еще во времена Виктора Казанцева) главным вопросом повестки дня был "русский вопрос" на Кавказе. На этом совещании чрезвычайную активность проявлял атаман Всекубанского казачьего войска Владимир Громов, который апеллировал к полпреду по поводу различных эксцессов, связанных с этническими меньшинствами. И эти апелляции исходили от представителя краевой власти Кубани, где русские являются этническим большинством (более 80%)!" (33).
         В целом, хотя русский этнонационализм жестко критикуется в основном либеральными политиками и публицистами, Маркедонов считает "русский этнонационалистический проект политически опасным для Российского государства". И главный аргумент его критики заключается в том, что "русская идея (в ее этнонационалистическом исполнении) ничем не отличается от чеченской идеи (в ее ичкерийском варианте). И в первом, и во втором случаях речь идет о приоритете "крови", а не согражданства. Следовательно, практическая реализация такой идеи не будет способствовать задаче разделения политики и этничности". Следовательно, русский этнонационализм будет не сплачивать Россию, а продолжать ее расчленение.
         Тем более будет он препятствовать новому "собиранию" земель и народов, образованию союзов и других конфигураций сотрудничества народов на постсоветской пространстве. Маркедонов пишет: "В этом случае "русский этнонационализм" тем более не может быть привлекательным. Русскими вряд ли захотят стать осетины и абхазы. Да и приднестровские молдаване и украинцы готовы к получению российского гражданства, а не к смене этнической идентичности. Совершая бегство от грузинского (равно как и от румынского) этнонационализма, жители de facto государств вовсе не горят желанием принять другой этнонационализм - русский" (33).
         Против скептиков выступает ряд философов и публицистов, в том числе блестящих. Они вырабатывают сильные художественные метафоры, которые обладают магическим свойством "раскрывать глаза" на причины нынешних бед нашего народа, в том числе русского. Многократно описанная этнологами высокая эффективность дискурса этнонационализма в мобилизации этничности через образ врага в какой-то мере подтверждается и опытом РФ.
         Примером может служить метафора, разработанная и введенная в оборот К. Крыловым - нерусь.214 Старое слово "нерусь", в негативном смысле означавшее нерусских людей, построено по типу слова "нечисть", обозначавшего нечистую силу. В советское время слово "нерусь" исчезло из употребления - не было такого объекта. В 2005 г. вышла книга О. Платонова "Святая Русь и окаянная нерусь. Русская цивилизация против мирового зла", где этим словом обозначается "совокупность деятельных врагов русского народа и России". К. Крылов в статье "Русь и Нерусь" (34) определил это понятие как "совокупность народов, классов, социальных групп, а также профессиональных, конфессиональных и иных сообществ, стремящихся подчинить, подавить или даже уничтожить русских как народ и Россию как самостоятельное государство". Видно, что познавательной силой это понятие не обладает, но благодаря своей размытости и эмоциональному заряду может служить эффективным инструментом в агитации.

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100