«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 83%


         Действительно, за множеством видимых признаков может скрываться нечто невидимое, кроющееся в крови. Точно так же, как под черной чугунной поверхностью двухпудовой гири, которую перепиливал Шура Балаганов, мог скрываться золотой слиток. Но мог и не скрываться! В отношении этничности утверждение Соловея есть экстравагантная гипотеза, которую надо обосновать. То, что накопила "либерально ангажированная" наука этнология (и даже ее диссидент Л.Н. Гумилев), Соловей отвергает сходу - она, мол, не дала нам определения этничности в трех словах!
         Он пишет: "Этнология (и оперирующие ее категориями науки) оказалась перед крайне неприятной дилеммой: оценить собственную теоретическую неспособность ухватить суть этничности как следствие отсутствия самого объекта исследования - этноса... или же признать неадекватность преобладающей теоретической концептуализации природы изучаемого явления... На противоположном полюсе оказывается предположение, что дело не в отсутствии самого исследовательского объекта, а в том, что природа этнического вовсе не социальная, а биологическая" (с. 32-33).
         Соловей приводит в качестве аргумента фразу С.В. Чешко, пишет: "Провал всех социологических попыток теоретического осмысления этноса/этничности побудил современного российского этнолога С. Чешко к мрачной констатации: "Все существующие теории оказываются неспособными выявить этническую "самость". Перед исследователями - явление, которое, безусловно, существует, но неизменно ускользает сквозь пальцы, несмотря на любые методологические ухищрения" (с. 31).
         Это прием негодный, опереться на Чешко Соловей в действительности не может. Чешко говорит о трудностях дефиниции, выявления этнической "самости" - при том, что явление "безусловно, существует". Из этих слов никак не вытекает вывод об "отсутствии самого объекта исследования". Не вытекает также и вывод о "неадекватности преобладающей концептуализации природы явления". Слово "теоретической" тут вообще надо убрать. Почему "осмысление" должно быть непременно теоретическим? Множество явлений успешно изучается научными методами, которые пока что не достигли уровня теории - ну и что? Например, нет хороших теорий метеорологических процессов. Жаль, конечно. Приходится вести дорогостоящие наблюдения, корпеть синоптикам над картами, обмениваться информацией со спутников. Но разве из-за этого надо все накопленные в науке сведения о погодных явлениях выбросить на свалку?
         В современных представлениях об этничности вообще ставится под сомнение сама возможность выработать теорию этого явления, поскольку она есть лишь частный срез общего явления - формирования структуры отношений людей. Дж. Комарофф пишет: "Этническое самосознание вовсе не есть "вещь", но всегда - отношения, суть которых выражается через особенности (развивающегося в каждый данный момент времени) процесса их исторического формирования. Именно по этой причине я говорю о невозможности как какого-либо субстантивированного определения "этого", так и существования "теории" этничности как таковой, но только лишь о реальности теории истории и сознания, способных объяснить формирование различных форм самоосознания" (17, с. 58-59).
         Соловей приписывает Чешко мысль, согласно которой этнология как наука якобы оказалась несостоятельной. Это неверно. Разве Чешко призывает отказаться от тех знаний, что накопила этнология? Нет, конечно. И из его слов никак нельзя вывести признания о "провале всех социологических попыток". Его работы как раз и ценны тем, что он скрупулезно собирает данные всех социологических попыток описать явления этничности и высказывает осторожные суждения, допускающие различные трактовки этих данных. Трудности дефиниции явления сами по себе никак не порочат применяемых для его изучения научных подходов.

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100