«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 75%


         В республиках со сложным этническим составом ценность той системы межнационального общежития, созданного в СССР, ощущалась особенно остро. В голосовании на референдуме о судьбе СССР в Узбекистане приняли участие 95% граждан, из них за сохранение Союза высказались 93,7%, в Казахстане явка была 89%, "да" сказали 94%, в Таджикистане явка была 94%, "да" сказали 96%.
         Но против СССР проголосовала элита двух привилегированных столиц. В западной прессе советник Ельцина, директор Центра этнополитических исследований Эмиль Паин в статье "Ждет ли Россию судьба СССР?" оправдывался: "Когда большинство в Москве и Ленинграде проголосовало против сохранения Советского Союза на референдуме 1991 года, оно выступало не против единства страны, а против политического режима, который был в тот момент. Считалось невозможным ликвидировать коммунизм, не разрушив империю" (126).
         Что же это за коммунизм надо было ликвидировать, ради чего не жалко было уничтожить государство? Коммунизм Сталина? Нет - Горбачева и Яковлева. Знал и Паин, и его "интеллигенция", что от коммунизма у того "политического режима" осталось пустое название, которое он и так бы через пару лет сменил. Голосовали именно против Союза и против воли народа. Хотели Мирового правительства, которое взяло бы их в "золотой миллиард".182
         Политика перестройки по отношению к воле и чувствам большинства народа носила демонстративно враждебный характер. В важной книге "Есть мнение" на основании многостороннего анализа опросов 1989-1990 гг. делается вывод: "Державное сознание в той или иной мере присуще подавляющей массе населения страны, и не только русскоязычного. Его установки или ценности разделяет значительное большинство украинского, белорусского, казахского, армянского населения". Далее говорится, что это "комплекс превосходства обитателей и обывателей великой державы, десятилетиями культивируемый и уходящий в глубь традиций Российской империи", что вместе с носителями "тоталитарного сознания" (30-35% населения) державное сознание характерно для 82-90% советских людей (127, с. 187, 191, 197). Пропаганда ликвидации СССР была мощной операцией психологической войны против народа, разорвавшая множество связей национального сознания.
         Эти же опросы показывают, что в тот момент уровень политизации этнического чувства был еще очень низок. Он оценивался по степени озабоченности "разрушением национальных традиций" и "забвением отечественной истории". Вывод таков: "Наибольшую значимость этих вопросов выразило население Прибалтийских республик (максимальное значение - 23%, минимальное - Украина - 6%)... (На Украине) кроме гуманитарной интеллигенции (писателей, журналистов, педагогов) этими вопросами мало кто встревожен... Проблематика "крови и почвы" волнует преимущественно националистические почвенные группы и носителей "фрустрированного" сознания. В целом это маргинальные группы, довольно оппозиционно настроенные к существующей официальной власти и ее планам... В целом их позиция мало значима для основной массы населения (особенно... на Украине: там этот пункт анкеты получил наименьшее число голосов - 1%; близкие данные по Казахстану - 2%)" (127, с. 198-199).
         Имея доступ к рычагам власти и СМИ, начавшая раздел СССР элита подрывала все механизмы, воспроизводящие советский тип межнациональных отношений. Так, во многих республиках была начата борьба против русского языка и алфавита (кириллицы).
         Один наблюдатель так писал о первой фазе противостояния Приднестровья и Молдавии: "После того как в августе 1989 г. был напечатан проект "Закона о функционировании языков на территории Молдавской ССР", спокойная жизнь на левом берегу Днестра была взорвана. Многонациональный район кожей ощутил опасность... Молдавский язык объявлялся государственным. На его изучение давалось пять лет, после чего все основные взаимоотношения в республике планировалось перевести на язык так называемой коренной нации... Но взволновали не статьи закона, а само его появление на свет" (128).

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100